Стук распространяется быстрее, чем звук

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Виталий Белобровцев.
Виталий Белобровцев. Фото: Dzd

Одно время часть анекдота, вынесенная в заголовок, приписывалась сотруднику КГБ, который получил Нобелевскую премию по физике, доказав, что стук распространяется быстрее, чем звук. Потом это доказательство и премию стали приписывать Андропову.

Рассуждать в постсоветской стране об этичности-неэтичности стука, все равно, что играть со спичками на пороховой бочке. Поэтому Прийт Пуллеритс вспомнил именно Павлика Морозова. А на самом-то деле в архивах Эстонии и в вывезенных документальных материалах хранятся горы материалов похлеще павликовых. Я думаю, что до сих пор люди, стучавшие на своих знакомых, соседей живут в «освободившихся» после стука квартирах, домах, в них висят картины людей, погибших или исчезнувших после «грамотного стука». А сами стучавшие или их наследники попивают кофе или чай из чашек, принадлежавших тем, на кого стучали.

Стук идеологический и юридический

Можно было бы попытаться отделить идеологический стук от, так сказать, «юридического», что и попытался сделать Прийт Пуллеритс, но это занятие бесперспективное. В наших условиях грань между ними размыта и сравнивать Эстонию со Скандинавией – это очень большая натяжка.

Пуллеритс говорит также о взаимоотношении людей и власти. И в этой плоскости на мой взгляд лежит коренное отличие скандинавского обывателя от эстонского. Первый, конечно, ворчит, что власти требуют слишком большие налоги. Но при этом понимает, что собрать их надо. Ведь государство о нем позаботилось, создав самые современные социальные, медицинские и прочие «подушки безопасности» для своего населения. И нужно лишиться остатков разума, чтобы сравнивать скандинавскую модель гособеспечения с эстонской.

Если бы глава Верховного суда Швеции позволил себе выходку нашего госсудьи Раска, его бы при первой возможности закидали гнилыми помидорами, а при второй и чем похуже. У нас же господин Раск спокойно заявляет на всю страну, что полтора миллиарда евро, которые, как решил этот Госсуд, надо будет при необходимости отдать в Европейский стабилизационный механизм (ESM) – это же небольшая сумма, если распределить ее на всех жителей Эстонии. Получится, дескать, всего ничего – по тысяче евро с носа.

То есть человек, призванный быть самым справедливым в стране, одной фразой лишил всех пенсионеров Эстонии денег на три месяца и в ус не подул. Представляете – три месяца старому, как правило, больному человеку, без копейки денег! (У нас средняя пенсия примерно 300 евро, а стоимость лекарств знакома многим.). Для Раска же это пустяковая сумма. Но и это еще не все! Надо будет по тысяче евро собрать с грудных младенцев, инвалидов и так далее. Я согласен - наше замечательное правительство успешно справится и с этой трудной задачей. Но вы понимаете, что и как говорит носитель верховной судебной власти в стране? И ему надо будет докладывать о каких-то там возможных нарушениях?

Или стучать другому представителю высшей власти, теперь уже финансовой, который недавно назвал порнографией ситуацию, когда люди как бы должны разбираться в постановлениях и законах, принимаемых нашей властью. Их дело, мол, исполнять спущенные решения, а не разбираться в том, что их, пардон, им спустили.

В нашей стране понятие власть слишком персонифицировано, а персоны эти куда ближе к «нобелевскому лауреату», нежели к Фемиде. И Пуллеритс абсолютно прав, когда говорит о бестолковости нашей власти, с удовольствием подменяющей проблему безработицы в стране вообще и в Ида-Вирумаа в частности, просьбой стучать на «бензовозов».

Но шведы тут точно не при чем. А идиотов везде хватает.

Ключевые слова

Наверх