Cообщи

В Таллинне поговорили о крахе СССР и цветных революциях

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вероника Крашенинникова
Вероника Крашенинникова Фото: кадр телеканала

Таллинн по приглашению медиа-клуба «Импрессум» посетила директор «Института внешнеполитических исследований и инициатив» Вероника Крашенинникова с лекцией «Уроки истории: от краха СССР до эпохи «цветных революций»». Открывая заседание клуба, его организатор Галина Сапожникова напомнила, что вскоре нас ждет 21-я годовщина судьбоносных событий. «Очко, 21». – заметил кто-то из публики.

Разговоре о распаде СССР начался издалека. Коллективную работу западных стран против Советской России Крашенинникова рассматривала, начиная с интервенции и большевиков, когда «строй, создавший новую систему ценностей, противостоял капиталистическому миру». Естественно, не обошли вниманием и Вторую мировую войну, в которую союзники вступили «только после того как стало ясно, что СССР побеждает», чтобы не отдать ему территории влияния. Отдельно Крашенинникова затронула тему сотрудничества бывших военных деятелей Третьего Рейха с США, были упомянуты и один из руководителей разведки Третьего рейха на Восточном фронте Райнхард Гелен, перешедший на службу к американцам, и названный автором плана «Барбаросса» немецкий военачальник Адольф Хойзингер, возглавивший впоследствии военный комитет НАТО. Тем самым было задано противопоставление: СССР с одной стороны и Третий Рейх – страны НАТО с другой. Видимо, чтобы присутствующие уж точно поняли, где тут добро, а где злые фашисты в касках (в тон этому прозвучит вопрос, заданный на сайте медиа-клуба: «Когда натовские фашисты нападут на Россию?»).

Самое замечательное в такого рода мероприятиях – ни у кого из присутствующих нет возможности проверить, насколько достоверно то, что говорит гость. Рассказывают, к примеру, о похищении и убийстве главы итальянского правительства Альдо Моро в 1978 году. Вот вы думали, его «Красные бригады» убили? Ан нет, всему виной секретное подразделение НАТО и операция Gladio. Не хотели в НАТО, чтобы Моро провел в правительство коммунистов. И выглядит все так убедительно и рассказывается с таким пылом, что очень напоминает Кондолизу Райс в ее лучшие риторические моменты. И все бы хорошо, но когда докладчик заявляет, что только авторы, которых она цитирует, пишут «все, как есть на самом деле», должно проснуться даже самое вялое критическое чутье. Но в этой аудитории оно спит без задних ног: она хочет слышать именно то, что ей говорят.

Еще больше аудитория оживляется, когда речь заходит, наконец, о развале Советского Союза. Это вам не Альдо Моро, это мы все на своей шкуре помним. Тут вам и про антисоветские планы рейгановской администрации расскажут со ссылками на участников, и про «предателя Ельцина», и о пострадавших в результате распада народах. «Я согласна, что это главная геополитическая катастрофа ХХ века. Есть «Черная книга коммунизма». Давайте напишем и о жертвах ельцинского режима», - говорила Крашенинникова. Косвенные жертвы режима в зале явно оживились – чувствовалось идеологическое единение (такое же можно обычно наблюдать на мероприятиях фонда Открытая Эстония, идеологического антипода-двойника «Импрессума»).

Вероятно, если бы в зале было больше молодых людей, единства было бы меньше. Сколько из нас дома до хрипоты спорят (или уже не спорят) с родителями о "проклятых 90-х"? Крашенинникова, отвечая на вопрос о том, почему молодежь не интересуется развалом СССР, упомянула о "полупотерянном поколении, которое выросло в 90-е годы". Как представителю этого поколения мне захотелось спросить: потерянном - для кого?

Надо признать, что публика задавала и неудобные вопросы, честно озвученные организаторами. Крашенинникову спросили, например, о том, не считает ли она, что коммунизм подобен фашизму, только в одном провозглашается превосходство класса, а в другом – нации. Ответ был категоричен, хотя и слабо аргументирован: «Нет, не считаю. <…> Советский Союз дал осознание национального достоинства многим народам, бесплатное образование и медицину... СССР проиграл холодную войну, но это не значит, что социалистический строй не мог существовать». И с этим можно было бы отчасти согласиться, но критик зацепился бы здесь за путаницу терминов «советский», «социалистический», «коммунистический», но для аудитории, похоже, все едино, и о классовой борьбе и теоретическом превосходстве рабочего класса все действительно благополучно забыли.

Зато не забыли либеральную интеллигенцию. Алексей Семенов подхватил поднятую Крашенинниковой тему предательства элиты, задав вопрос о том, кто сейчас является предателем России. «С элитами у нас в России проблематично, там существует очень сильное прозападное лобби. Их кандидатом был Медведев», - отвечает директор института, и ее симпатии становятся совершенно очевидны. «С Путиным у России есть шансы на независимость, с Медведевым их не было», - утверждает она.

И все ведь так логично: вот простые трудяги, а вот предательская элита, вот либеральный Медведев, а вот сильный патриот Путин, а родители жены Ющенко были приверженцами неоязыческого культа, отвергавшего христианство как инструмент покорения Украины русскими, и сама жена его на этой вот фотографии с послом США в ООН, а некоммерческие организации в России финансируются из США. «ЦРУ дает деньги преподавателям университетов, актерам, художникам – через ряд подставных организаций»... Ну как тут не возмутиться, не обидеться за державу?

И вот одна сторона кругом во всем права, а вторая только и делает, что сеет смуту на Ближнем Востоке, разрушает Россию изнутри и в перспективе планирует стравить ее с Китаем. Ай, какие плохие! И кто в зале задумается, что так в принципе не бывает? И разве нет у России ни собственной разведки, ни геополитических планов и сфер влияния, ни собственной пропаганды, ни собственных использованных перебежчиков? В качестве интеллектуально-критической разминки можно было бы представить себе такую же лекцию, проведенную официальной представительницей США, – поменяются имена и штампы, но останется та же обвиняющая тональность, не терпящая возражений. Наверное, американской публике тоже понравилось бы...

Наверх