В Таллинскую школу русского языка, которой в этом году исполняется десять лет, в основном ходят русские дети из эстонских школ, с трудом умеющие писать по-русски. Об этом и о многом другом в интервью рассказала директор школы Инга Мангус.
Мангус: русские дети из эстонских школ не умеют писать по-русски
- Инга, а как возникла идея создать школу?
- Когда дети пошли в эстонскую школу, то встал вопрос, как быть с их русским языком, да и вообще с русским культурным багажом. Сначала пытались заниматься сами, но то времени нет, то сил. Словом, причина всегда найдется. Взяли домашнего учителя. Потом присоединились соседские дети. И пошло – поехало. Сейчас в школе более 70 человек.
- Когда и как часто проходят занятия?
- По субботам и воскресеньям в нескольких возрастных группах. По 4 академических часа. В итоге часов получается даже больше, чем в обычной школе.
- То есть это воскресная школа?
- Мы называем ее школой дополнительного образования. Это точнее. Все-таки язык у нас - это приоритет. Развитие речи, русская литература, история русской культуры. Словом всё то, чего так не хватает русским детям в эстонских школах.
- Какая основная проблема у таких детей? Кто «клиент» вашей школы?
- Наши учащиеся - это в 90% случаев русские ребята из школ с эстонским языком обучения. Их основная проблема…. Если в двух словах, то это отсутствие навыка письма. Они не умеют писать. Очень маленький словарный запас, с трудом читают, нет русского культурного фона (пословицы, поговорки, фразы из фильмов и мультфильмов, не знают литературных персонажей).
- А куда же смотрят родители?
- Родители разные. Кто-то видит проблему, но нет времени. Решение откладывается на завтра. Кто-то ее не видит, ждет, когда пойдет русский язык в школе. Но школа-то эстонская, а потому язык пойдет как иностранный и с 6-го класса. Третьим жаль своих чад, все-таки дополнительная нагрузка. Четвертым лень возить детей по выходным в школу. Причин много. Спохватываются тогда, когда выясняется, что ребенок не может складно прочесть элементарный русский текст или написать по-русски СМС, записку. Вот и приходят к нам мальчики и девочки 14-15-ти лет, а то 17-ти лет.
- У вас какая-то специальная программа? Какова методика работы с такими детьми?
- Да у нас есть программа. Наша школа зарегистрирована в Министерстве образования и науки Эстонии. Есть даже специальный учебник для таких детей, кстати, единственный в Эстонии „Tere, русский язык!» вместе с рабочей тетрадью. Это первая ступень, начиная с 6-го класса. Мы его написали исходя из опыта практической работы в нашей школе. Сейчас делаем продолжение, вторую ступень.
- Ну и как результаты после посещения вашей школы? Каков итог?
- Результат, на самом деле, очень неплохой. Мы взяли государственные тесты за основную школу, т.е. по 9-й класс включительно и дали нашим ребятам. Все написали работы просто отлично!.
- А какой-то итоговый документ ваша школа предполагает?
- Да. Во-первых, у нас есть традиционные табели. Ну, и, конечно, по итогам мы выдаем сертификат Школы русского языка Института Пушкина.