Пожилой мужчина обвиняет скорую помощь в халатности – врачи разъясняют

Айме Йыги
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Скорая помощь.
Скорая помощь. Фото: A.Kuus

Почему работники скорой помощи такие злые? Почему у людей после общения с ними начинают трястись руки? Эти вопросы не дают покоя 70-летнему Яанусу Отсу после того, как он стал свидетелем отношения бригады скорой помощи к его 97-летней теще.

В течение часа Яанус Отс, не скрывая горечи и разочарования, рассказывал о действиях бригады скорой помощи, рассказывает Tartu Postimees.

Почему, недоумевает он, едва переступив порог дома, сотрудники скорой помощи первым делом поинтересовались, почему вызвали их, а не семейного врача. «Но мы вызывали скорую помощь в выходные дни! Ведь работникам скорой должно быть известно, что в субботу и воскресенье семейного врача невозможно вызвать», - говорит Отс.

Ему не дает покоя и вопрос, почему после осмотра работники скорой помощи несколько раз повторили, что из отделения экстренной медицинской помощи пациента все равно отправят домой, а не оставят в больнице, и родственники должны учитывать это обстоятельство.

«Неужели у скорой помощи существует договоренность с отделением экстренной медицинской помощи? Почему эта фраза звучит как угроза?» - недоумевает Отс, который никак не может взять в толк, почему пациента, который, по словам работника скорой, находится в тяжелом состоянии, госпитализируют только после того, как к нему трижды вызовут скорую помощь.

«Может, и впрямь существует некое правило, согласно которому пациента берут в больницу только после трех вызовов скорой помощи?» - вопрошает Отс.

Почему в отделении экстренной медицинской помощи, куда доставили 97-летнюю пациентку с температурой, сердечной и почечной недостаточностью и подозрением на воспаление легких, заявляют, что ее могут отправить домой. Почему глубокой ночью родственников предупреждают, чтобы они не ложились спать и были ко всему готовы, задается он вопросом.

«Неужели в такой большой больнице до восьми утра не будет ни одного свободного места, чтобы положить на него больного? – продолжает Отс. – Почему мы, живя в деревне и не имея транспорта, не можем приехать в город утром, чтобы забрать больную женщину домой? Нам ведь тоже уже за 70, и нам нелегко даются бессонные ночи».

Завершая свой рассказ, Яанус Отс еще раз повторил: «Почему работники скорой помощи такие хмурые, почему они ведут себя холодно и высокомерно? Почему для всех характерно именно такое поведение? Кто мешает им нормально поздороваться, поинтересоваться, где больной, успокоить родных, чтобы те не волновались. Сообщить, что, если потребуется, больного доставят в больницу? Неужели нельзя вести себя по-человечески, без угроз?»

Мы обратились за разъяснениями к председателю правления Tartu Kiirabi Аго Кыргвере. Он предложил ознакомиться с объяснительными записками, полученными от медсестер трех бригад скорой помощи.

«Я отнюдь не утверждаю, что наши люди никогда не ошибаются. Но вся эта история эмоциональна окрашена. Члены семьи пациента очень критично настроены как к скорой помощи, так и к организации здравоохранения в целом», - сказала Кыргвере.

Заведующий отделением экстренной медицинской помощи Клиники Тартуского университета Куйдо Нымм, также отметив, что в истории, о которой идет речь, преобладают эмоции, сказал, что опираться следует не на эмоции, а на факты.

Аго Кыргвере и Куйдо Нымм, давая разъяснения, подчеркнули, что делают это для того, чтобы люди лучше понимали принципы работы скорой помощи и экстренной медицины.

Как сказала семейный врач Руть Калда, комментируя эту историю, с точки зрения пациента любая проблема крайне сложной. «По-человечески это вполне понятно. Люди по-разному воспринимает одну и ту же ситуацию. Далеко не все обладают способностью сдерживать эмоции», - добавила она.

Повторяющиеся вопросы

Почему работники скорой помощи угрожают, что из отделения экстренной медицинской помощи больного отправят домой? 

В больнице оставляют около 43 процентов пациентов, доставленных в отделение экстренной медицинской помощи (ЭМО) Клиники Тартуского университета. Это значит, что 57 процентов обратившихся, действительно, отправляют домой.

Как сказал заведующий ЭМО Куйдо Нымм, во всем мире ситуация примерно такая же: около половины пациентов направляют в стационар, остальных домой. Почему? Потому что часть пациентов не нуждаются в госпитализации.

«Если, например, человек, обращается с нарушением сердечного ритма, то он нуждается в лечении. Пациенту с травмой, скажем с переломом, достаточно наложить гипсовую повязку. Определенной части пациентам мы оказываем помощь, дальнейшее лечение они могут продолжить дома», - сказал Нымм.

Руководитель Тартуской скорой помощи Аго Кыргвере отметил, что существует немало эффективных способов лечения пациентов, доставленных в больницу на скорой помощи, благодаря которым пациент через несколько часов может покинуть лечебные учреждение.

«Когда работник скорой помощи предупреждает, что пациента могут отправить из ЭМО домой, это ни в коем случае не является угрозой, - подчеркнул Кыргвере. – Это говорится для того, чтобы для родственников пациента это не стало сюрпризом».

Действительно ли скорая помощь непременно отвезет пациента в больницу после третьего вызова?

«Такого правила не существует», - сказал заведующий ЭМО Куйдо Нымм, добавив, что нередки случаи, когда люди специально несколько раз вызывают скорую помощь в надежде, что таким образом удастся «устроить» человека в больницу.

Нымм 15 лет работает на вызовах и сейчас продолжает периодически выезжать. «Как-то скорую помощь вызвали к ребенку, у которого якобы была высокая температура. Это его мать, желая провести время с приятелем за бутылкой, решила отправить малыша в больницу», - сказал Нымм.

По словам Аго Кыргвере, есть такие пациенты, которые вызывают скорую помощь до 70 раз в год, но ни в один из вызовов в состоянии пациента не отмечают ничего серьезного. При этом человека каждый раз осматривают и оценивают его состояние.

«Пациент не должен встречать бригаду скорой помощи в верхней одежде, мы ведь не такси. Скорая помощь делает свою в соответствии во строго определенным порядком», - подчеркнул он.

Почему пациент, доставленный в больницу на скорой помощи ночью, не может остаться в ней до утра?

«Отделение экстренной медицинской помощи не предоставляет гостиничные услуги. В ЭМО человек находится только по соответствующим показаниям. И если эти показания проходят пусть даже в два или три часа ночи, приходится думать о том, как отправить пациента домой, на такси или обратиться к его родственникам», - сказал Аго Кыргвеэ, добавив, что если человеку зашили рану, у него восстановился сердечный ритм, прошли признаки опьянения, то он должен отправиться домой.

«Вы сами хотели бы до утра остаться в больнице, где постоянно что-то происходит, куда скорая помощь доставляет очередных пациентов, которые могут вести себя довольно шумно? – поинтересовался Куйдо Нымм. – В нашем отделении шумно, нет палаты, в которой пациент мог бы поспать. Пожилой человек, плохо спавший ночью, утром может испытать приступ паники, и вместо того, чтобы отправить его домой, придется направлять его в психиатрическую больницу».

В ЭМО имеется т.н. «зал активного лечения», рассчитанный только на девять мест. Как объяснил Нымм, оставить в нем человека просто так нельзя, т.к. в любой момент места в зале могут понадобиться из-за, что доставят жертв ДТП или неожиданно заболевших людей.

Могут ли пациента оставить без госпитализации потому, что в больнице нет мест?

В каждом отделении клиники имеется определенное количество койко-мест, которые оплачивает Больничная касса.

«В этом году количество койко-мест сократилось. Это не ограничивает прием больных, срочно нуждающихся в госпитализации, мы сможем принять всех больных, но… Зачастую мы боремся за койко-место так, словно это наша родная бабушка. Одного телефонного звонка бывает недостаточно», - сказал Нымм.

По его словам, нередко врачам приходится иметь дело с пациентом, у которого имеется множество заболеваний, человека осматривают кардиолог, пульмонолог, терапевт или инфекционист. Все врачи-специалисты соглашаются с тем, что пациент нуждается в госпитализации, но приходится решать, в какое отделение его положить, ведь больница не резиновая.

Аго Кыргвере поправил коллегу, отметив, что право решения всегда остается за дежурным врачом, ответственным за ЭМО. «Если человек находится в таком состоянии, что нуждается в госпитализации, место в больнице всегда найдется», - заверил он.

Куйдо Нымм хотел бы обратить внимание на жизнеспособность медицины и здравоохранения в нашей стране. В Эстонии расходы на здравоохранение составляют 5,9 процента  валового внутреннего продукта в то время, как в странах Организации экономического сотрудничества и развития около10 процентов.

Как считает Нымм, ни одно правительство не было озабочено жизнеспособностью эстонского здравоохранения. «Завтра будет еще хуже», - саркастически добавил он.

Почему скорая помощь, если вызов пришелся на выходные дни, интересуются, почему не семейного врача не вызываете?

«Семейные врачи, конечно, наносят домашние визиты, но не поздно вечером и в выходные дни, - сказал Куйдо Нымм, имеющий опыт работы семейным врачом. – Мне что-то с трудом верится, чтобы работники скорой помощи задавали такой вопрос».

По словам Нымма, ему хорошо известны случаи, когда человек, болеющий в течение трех недель, вызывает скорую помощь в ночь с пятницы на субботу. «Безусловно, в таких случаях у меня тоже возникнет вопрос, почему человек за три недели не собрался к семейному врачу. Возможно, вопрос, о котором идет речь, звучит именно в таких случаях», - сказал он.

Почему работники скорой помощи такие равнодушные, почему они не улыбаются?

«Эти люди действуют рационально. Возможно, они действительно не демонстрируют особые эмоции, что вполне понятно, они хотят быстро и сосредоточенно выполнить свою работу», - сказал Аго Кыргвеэ, по словам которого работников скорой помощи учат выражаться конкретно, четко и ясно.

«Поверьте мне, если бы они стали сочувствовать, выражать эмоции, то в нужный момент не смогли бы сосредоточиться, а это еще хуже», - добавил он.

Выросло ли в последние годы количество обращений в ЭМО?

По словам Куйдо Нымма, за последние пять лет лечебная деятельность ЭМО увеличилась в среднем на 12 процентов. С каждым годом растет как количество вызовов скорой помощи, так и визитов семейных врачей.

«Можно сказать, что за пять лет количество всех обращений выросло в среднем на 10 процентов. Услуги здравоохранения по-прежнему пользуются большим спросом. Это может быть связано со старением населения, а также с тем, что люди становятся более просвещенными в вопросах здоровья», - сказал Нымм.

Аго Кцыргвеэ поддержал коллегу, заметив, что каждый человек надеется на то, что ему окажут качественную медицинскую помощь. «Очевидно, что там, где много работы, и качество выше. Люди верят в то, что в клинике работают компетентные специалисты», - сказал он.

Почему человек с проблемой, которая находится в компетенции семейного врача, обращается в ЭМО? Разве сфера деятельности скорой помощи и семейных врачей четко не определена?

Член правления Эстонского общества семейных врачей Руть Калда согласна с тем, что можно было бы избежать части обращений в ЭМО и вызовов скорой помощи.

«Но для этого пациент должен вовремя обращаться к семейному врачу. Мы постоянно учим людей этому, но все равно находятся те, кто предпочитает обращаться в ЭМО или вызывать скорую помощь», - сказала она.

По словам Калда, чаще всего так поступают люди в возрасте 25-35 лет, которые из-за постоянных переездов не выбирают себе семейного врача и в случае ухудшения здоровья предпочитают обращаться в ЭМО.

«Дело еще и в том, что люди хотят без промедлений услышать мнение врача. Они звонят семейному врачу, но тот зачастую может принять через два-три дня. Людям кажется. Что это слишком долго», - сказала Калда.

Как часто семейные врачи наносят визиты на дом?

По словам Руть Калда, за последние годы количество домашних визитов, наносимых семейными врачами, снизилось. В первую очередь это связано с тем, что возможности людей выросли. В прежние годы нередко семейных врачей вызывали на дом потому, что  человека, не имея транспорта, не мог попасть к врачу.

Сейчас, по словам Калда, многие люди, особенно матери с детьми, с удовольствием обращаются в центры семейных врачей, т.к. там можно пройти самые простые обследования, которые во время визита на дом врач провести не может.

Куда может обратиться человек за помощью, если рабочий день семейного врача уже закончился?

Как отметила Калда, семейный врач не обязан оказывать помощь в свое нерабочее время. «Более половины семейных врачей работают без медсестры, если бы у них не было возможности отдыхать, они вообще не могли бы работать», - добавила она.

Семейный врач обязан сообщить свои пациентам, куда они могут обратиться за помощью в случае неожиданного ухудшения здоровья: вызвать скорую помощь, обратиться в приемное отделение больницы и позвонить по инфотелефону Больничной кассы 1220.

Работает ли в каком-нибудь центре семейных врачей дежурный врач?

«Не работает. В Эстонии в отличие от других стран этой услуги нет», - сказала Калда, добавив, что, возможно, в будущем в больших центрах семейных врачей в определенные дни можно будет обратиться к дежурному врачу. Но для этого необходимо финансирование, и если не будет работать рентген и лаборатория, то такая услуга не будет иметь особого смысла.

Существуют ли какие-нибудь инструкции насчет того, в каких случаях следует вызывать скорую помощь, обращаться в ЭМО или к семейному врачу?

На интернет-страницах некоторых центров семейных врачей дается информация о том, с какими проблемами пациент быстрее попадет на прием к врачу.

«Но специально разработанных инструкция для всех жителей Эстонии не существует», - сказала Руть Калда, добавив, что для просвещения людей можно было бы подготовить такие справочные материалы.

Комментарии
Copy
Наверх