Кражу замяли, работники добывали биткоины (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Mailiis Ollino

После обнаружения крупной кражи, по разным оценкам на сумму 28 000 – 36 000 евро, руководство Пярнуской больницы решило не обращаться в прокуратуру. До общественности не дошла и информация о массовой добыче биткоинов в больнице. 

Внутренняя жизнь больниц – это специфический и закрытый для журналистов мир. Postimees получил возможность подсмотреть за тем, что происходит в Пярнуской больнице, и, прежде всего, за тем, каким образом в течение нескольких лет там тратили деньги налогоплательщиков, как работники больницы выполняют различные работы на дому у члена правления, а также за тем, как руководство скрывает кражи и совершает другие аферы.

Эта история началась в сентябре прошлого года, с совершенно случайно найденной в регистре господрядов информации, которая указывала на любовь членов правления к люксовым автомобилям. После публикации статьи, в редакцию начала поступать новая информация о том, что происходит в этой больнице. Так, Postimees уже писал о том, как в результате сомнительного конкурса на должность члена правления был принят Яан Пыллусте, обанкротивший свою фирму по JOKK-схеме. Однако этим имеющаяся у Postimees информация не ограничивается.

Работа на дому у Урмаса Суле

По утверждениям источника Postimees, пожелавшего остаться неназванным, многие работники больницы знали, что такое «объект номер один». Это – частный дом руководителя больницы Урмаса Суле: «Там в течение многих лет выполняли разные хозяйственные работы». По данным газеты, распоряжения о работе в частном доме Суле отдавал один из работников больницы. Читайте о том, что рассказал электрик больницы.

По словам источника, работники больницы косили траву у дома Суле больничной косилкой: «Много лет подряд, когда делали инвентаризацию, одна косилка находилась на объекте номер один: отмечали, что она есть, а на самом деле машина находилась за пределами больницы».

Разные работы в доме Суле выполняли и фирмы, которые одновременно являлись партнерами больницы: «Когда же больница взяла на работу технических специалистов более высокого уровня, там начали работать и работники больницы».

Использование фирм, осуществляющих работы в принадлежащей городу Пярну больнице, для выполнения работ в доме Урмаса Суле может привести к возникновению коррупционной ситуации. В Эстонии не так редко происходят случаи, когда руководящий работник какого-то учреждения общественного сектора в рамках господряда приводил в порядок и свой собственный дом.

Скандал с биткоинами

Прошлой весной из Пярнуской больницы поступила информация, что там массово зарабатывают виртуальные деньги, то есть биткоины: «Предположительно, речь идет о самой крупной добыче биткоинов в Пярнуском регионе». Выяснилось, что биткоинами в больнице занимаются больше двух лет.

Весной прошлого года в технических помещениях больницы были найдены четыре компьютера, предназначенных для зарабатывания биткоинов, а после еще две машины. Биткоины добывали как минимум два человека – работник службы информатики поставил две, а техник службы медтехники – еще четыре машины.

Программное обеспечение для добычи биткоинов, в отличие от обычных компьютеров, потребляет больше электричества, поэтому его использование очень затратно – счета оплатила Пярнуская больница. Данные компьютеры еще и очень шумные, что создает дополнительные риски для безопасности инфосистемы больницы. Не нужно говорить о том, как много личных данных проходит через инфосистему медицинского учреждения.

Несмотря на то, что «добытчиков» было двое, по словам нашего источника, уволен был только один: «Он не был, скажем так, своим парнем. Неприкосновенным остался человек из области инфотехнологий, со дня уволили медицинского техника. С первым просто поговорили».

Он сам написал в объяснительной записке, что трудно давать оценку своим действиям – все это он делал для себя, чтобы проверить новые технологии, за которыми он видит будущее. «Я делал это на личном программном обеспечении, но, поскольку я экспериментировал в здании больницы, я должен был как минимум спросить разрешения», - сказал он.

Масштабная кража

В течение многих лет хозяйственным отделом руководил человек, который в конце концов попался на крупной краже, но несмотря на это руководство больницы не обратилось в прокуратуру, а тихо списало возникший ущерб.

Деятельность заведующего хозяйственным отделом при проведении конкурсов на господряд и при покупке и заказе товаров и услуг уже и раньше вызывала вопросы у работников больницы, однако основательную инвентаризацию провели только в 2012 году, после чего он ушел по собственному желанию (sic!).

На складе хранится, например, туалетная бумага, бумажные полотенца и мешки, которые больница расходует в солидных объемах. Каждый год Пярнуская больница покупает хозяйственные материалы на сотни тысяч евро.

В рамках внеплановой проверки посчитали, сколько по документам поступило на склад товара, и сколько на самом деле его было выписано в период с января 2011 года по конец февраля 2012 года. Выяснилось, что за эти месяцы товар поступил на склад на значительно большую сумму, чем его выдавали. Далее инвентаризация выяснила, что заведующий хозяйственным отделом купил у одного и того же предприятия хозяйственной бумаги на 42 процента больше, чем планировалось.

Оказалось, что в то время как на складе было полно бумажных полотенец, мешков и туалетной бумаги, руководитель отдела покупал их дополнительно в таких объемах, которые туда просто не поместились бы. Таким образом, большая часть товара не дошла до больницы. Формально заведующий хозяйственным отделом его принял, а потом около половины товара хозяйственный отдел формально использовал.

Это дело провернули заведующий отделом и его любимая фирма и, вероятнее всего, деньги, выплаченные больницей за бумагу и мешки, окольными путями пришли к заведующему хозяйством.

Всего на складе была обнаружена недостача в 36 000 евро: салфеток для рук не хватало более 800 упаковок, туалетной бумаги – 3500 рулонов и мешков – более 5000 рулонов. Чтобы избежать наказания руководитель отдела пытался фиктивно переписать счета на другие отделы, но не смог. Более того, выяснилось, что на накладных были подделаны подписи о получении товара.

Так, заведующий хозяйственным отделом только для себя фиктивно выписал товаров почти на 21 000 евро, а вместе с другими фиктивными товарами, выписанными на другие отделы, недостача составила 36 000 евро. По данным руководителя больницы Урмаса Суле, недостача составила менее 28 000 евро. Документ, который есть у Postimees, все же говорит о другом.

В любом случае руководство больницы должно было обратиться в полицию, но этого Суле не сделал – его объяснение можно прочесть здесь. «Для Суле не было вопроса: будет ли человек привлечен к ответственности, скорее его интересовало, что делать с недостачей, - сказал источник. – Все это должно было остаться внутри больницы, а скандал следовало предотвратить. Так и произошло. Заплатили известному адвокатскому бюро, которое посоветовало, как замять это дело таким образом, чтобы аудитор остался удовлетворен».

По словам источника, с уходом заведующего хозяйственным отделом больница начала экономить деньги: «Сотрудничавшая с ним фирма постоянно выигрывала конкурсы на господряд – вскрывали конверты и делали всякие дела. С того момента, как руководитель отдела ушел, выросли цены и объемы услуг, но в то же время сократились расходы, и не слабо».

Отдельная тема – уборка в больнице. Есть обычная уборка и особая уборка. Объем особой уборки на самом деле мог бы быть меньшим, если бы больница за нее платила: «Это очень сложно проверить. Например, ты кладешь на пол тройной слой пены, вместо двойного. А разница в цене колоссальная».

Ключевые слова

Наверх