О чем торгуются центристы? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Олеся Лагашина
Олеся Лагашина Фото: Из личного архива

Вероятный раскол центристов не сходит с первых полос, и это медиа-шоу можно было бы считать прагматичной игрой на публику и полигоном для обкатки тех или иных политических проектов, если бы не то напряжение, которое читалось на лицах участников во время сегодняшней пресс-конференции в «Трех сестрах».

Что известно на данный момент? В Центристской партии существует конфликт, причем речь идет о «мировоззренческих вопросах». Эти пункты, по которым существуют разногласия, на пресс-конференции не были озвучены. Однако, по словам Ольги Ивановой, разногласия касаются электронных выборов, ступенчатого подоходного налога, «русского вопроса», возможности введения прямых президентских выборов, неграждан и их возможности голосовать на европарламентских выборах.

Читайте интервью Ольги Ивановой Rus.Postimees!

Очевидно, что это не те вопросы, которые актуальны для местных выборов – ни одна из названных проблем не решается на муниципальном уровне. Но так же очевидно, что именно перед выборами, шантажируя руководство Центристской партии русскими голосами, потенциальные «раскольники» могут чего-то от него добиться. Совершенно ясно также, что «раскольники» не горят желанием отдавать голоса своего электората той партии, которая с их помощью упрочит свои позиции у власти, а к следующим выборам благополучно от неудобных членов избавится.

Почему называется «русский вопрос» - понятно. Это единственный пункт, на котором могут эффективно играть новый избирательный союз в целом и Иванова в частности, указывая на недостаточную защиту интересов русского населения со стороны обновленной Центристской партии. При этом в таллиннской муниципальной программе ЦП «русский вопрос» не подчеркивается: в ней лишь обещают увеличить преподавание эстонского языка в русскоязычных детских садах и сохранить обслуживание на русском языке в муниципальных учреждениях.

Названная проблема неграждан – тоже не муниципального уровня, но в перспективе наделение их избирательным правом могло бы, к примеру, увеличить шансы «раскольников» попасть в Европарламент. Яна Тоом едва ли будет заниматься проблемами таллиннского дорожного строительства и озеленения, но сохранить за собой европейскую, международную площадку для нее важно. И неграждане здесь – не только проблема, о которой можно и нужно говорить в Европарламенте, но и возможность увеличения электората перед европейским голосованием.

Вопрос о выборах здесь ключевой. Из пяти названных Ивановой отклонений партии от прежнего курса три касаются именно их, будь то электронные выборы, президентские или голосование за кандидата в Европарламент. Желающие могут задуматься, не первичны ли для политика выборы сами по себе (а заодно - и собственное место в избирательном списке и желание убрать ставшую чужой партию как посредника между собой и избирателем).

Особняком стоит вопрос об Эдгаре Сависааре. Вчера поступали сообщения о том, что он будет присутствовать на пресс-конференции и объявит о своей готовности выйти с Тоом и Ивановой единым списком. Поскольку решения о выходе «раскольников» из партии принято пока так и не было, не было смысла и в том, чтобы Сависаар лично предстал перед журналистами. Однако так или иначе он на пресс-конференции присутствовал: «раскольники» пообещали выдвинуть его первым номером по одному из округов, условные «центристы» парировали, заявив, что, пока все идут единым списком, он и в их списке тоже.

Михаил Корб подтвердил Rus.Postimees, что список центристов для Сависаара открыт. Известно, что проблема бывшего лидера вызывает в партии острые обсуждения: судебный процесс идет, давление на партию велико, в случае обвинительного приговора центристам будет трудно игнорировать требование «очиститься». С другой стороны, Сависаар означает голоса избирателей, и в случае его выхода из партии она тоже понесет репутационные издержки. Какие-то гарантии для него наверняка являются сейчас предметом политического торга, не случайно в комментариях центристов постоянно всплывают судебные расходы по его делу, которые покрывает партия.

Характерно, что сторону условных «центристов» представляют на переговорах наиболее близкие к условному «русскому крылу» политики. Трудно не согласиться: если бы за столом с Тоом и Лооне сидели не Кылварт и Корб, а Симсон и Репс, пресс-конференция могла бы выглядеть иначе. О том, к чему в итоге пришли договаривающиеся стороны, хотелось бы узнать хотя бы через неделю.

Читайте также мнение политолога.

Наверх