В мире есть лишь единичные страны, которые вынесли на референдум вопрос о браке как о союзе между мужчиной и женщиной: Венгрия, Россия и теперь – Эстония. В целом Европа идет сегодня в другом направлении.
– Референдум в Эстонии, судя по всему, уже неизбежен. Как вы относитесь к этой идее? Как будут действовать оппоненты EKRE?
– Считаю неправильным проведение референдума.
Партия социал-демократов против референдума. В случае его проведения мы будем призывать всех в нем участвовать, но голосовать против.
– На какой результат вы рассчитываете?
– Отношение к этому вопросу очень разное по возрастным группам. Когда я окончила Тартуский университет, за это грозила уголовная статья. Времена меняются! Нынешние молодые люди, моложе 35 лет, – совершенно другие. Мир меняется, взгляды на права человека тоже меняются. Молодежь стала продвинутой в этой вопросе.
– Как показывает практика, результаты выборов и референдумов делает не молодежь, а люди в возрасте. Допускаете ли вы, что исход референдума предрешен? И готовы ли вы считаться с его результатом?
– Не уверена, что исход предрешен. Кроме того, до сих пор неясно, какова будет юридическая сила этого референдума. Однозначного ответа нет. Если референдум будет проведен открыто и прозрачно, с соблюдением всех правил демократии, мы должны будем его признать, даже если останемся недовольны результатом.
– Правильно ли я понимаю, что сейчас социал-демократы и другие оппоненты EKRE будут агитировать за то, чтобы сказать «нет» традиционным семейным ценностям?