“Должен с сожалением признать, что Министерство финансов ошиблось при расчете разницы между расходами и доходами за год в среднем на один миллион евро в день”, - прокомментировал результаты сводного отчета государственный контролер Янар Хольм.
Ошибки произошли при суммировании разных статей бюджета. Бюджет разделен на доходы, расходы, инвестиции и финансовые операции, и кое-какие пункты бюджета оказались не в той категории, в какой должны были. В результате суммы всех четырех частей бюджета - неверные.
Как уже было упомянуто, министром финансов во время составления был Мартин Хельме. Учитывая кавалеристский подход EKRE к сложным проблемам, некоторые комментаторы сразу обратили внимание, что в результате ошибок расходы стали выглядеть поменьше, доходы побольше, а бюджет в целом - покрасивше.
Сам Мартин Хельме сказал, что это техническая ошибка из-за перехода на другой принцип составления бюджета. Отдельные пункты бюджета подсчитаны верно, говорят в Минфине, и гигантская ошибка не повлияла на работу госструктур.
Было бы гораздо хуже, если бы суммы на первых страницах бюджета были правильными, а дальше царил хаос. Но после пояснений некоторых чиновников и политиков закрадывается подозрение, что они и видят там хаос, состоящий из правильно подсчитанных цифр.
При традиционном подходе деньги дают учреждениям, и в бюджет нового года буквально кнопками “copy-paste” вписывается многое из прошлогоднего бюджета. В том числе, не очень нужное. При новом подходе - бюджетировании по видам деятельности - деньги дают процессам. То есть, сначала описываются цели и задачи государства, а потом подсчитываются необходимые для них расходы. По опыту бизнеса, это помогает добиваться целей, не тратя деньги попусту. Но запутаться в новой схеме куда легче, что Минфин и доказал на собственном примере.