Как минимум двоим номинантам из списка, скорее всего, не пришлось никуда нести свои творения (либо сама председатель жюри сделала это вместо них). Речь идет об авторах, введенных в литературу лично Белобровцевой и по сей день пестуемых ей. Это Илья Прозоров и Андрей Иванов. Названная пара интересна даже не тем, что именно они являются наиболее вероятными кандидатами на получение премии в этом году (лауреатов мы узнаем уже 14 марта – в день родного языка), а тем, что они оказались фактически в зеркальной ситуации.
Прозоров – плохой писатель, номинация которого, однако, хотя бы формально легитимна (если вынести за скобки тот факт, что на протяжении последних трех лет Белобровцева старается номинировать Прозорова на все возможные литературные премии, как будто это какой-нибудь «новый Гоголь», уже написавший своих «Бедных людей»): в 2022 году он действительно опубликовал несколько художественных текстов собственного сочинения в петербургских журналах «Звезда» и «Нева». Андрей Иванов – хороший писатель, номинация которого, однако, нарушает как минимум этические нормы работы любого независимого жюри. Расскажу об обоих по порядку.
В прошлом году мне уже приходилось высказываться о Прозорове, его сочинениях и на многочисленных примерах демонстрировать, что молодой автор не владеет базовыми навыками построения художественного текста. Попросту говоря, случай Прозорова – это «писатель», который не умеет писать. В общем, не секрет, что в писатели его зачислила Белобровцева, которая по сей день продолжает всеми возможными средствами удерживать его в поле литературы. Однако если отрецензированная мной книга Прозорова «Тоска зеленая» (см. мою опубликованную в Postimees рецензию «Случайный человек в литературе» [4]) вышла без качественной редактуры, то, например, над напечатанной в «Звезде» повестью «Шафали», как видно, поработал профессиональный редактор: вопиющих безграмотностей и откровенной безвкусицы в этом тексте нет, хотя перлы попадаются (видимо, в некоторых местах редактор уставал или отвлекался).