- Строителей ждет тяжелый год
- Безработица достигнет 10%
- Госсектор – урезать на треть!
Год начался с больших сокращений, громких провалов в строительном бизнесе и нежданного роста цен на товары и услуги. На фоне повышения НСО и акцизов выходит на финишную прямую процесс принятия Закона об автоналоге. Как снизить тяжесть кризиса?
На вопросы rus.Postimees ответил в прямом эфире предприниматель, председатель правления строительной компании TREV-2 Grupp Свен Пертенс.
Бизнесмен подчеркнул, что экономия на строительстве дорог подрывает эстонскую экономику. Прозвучали предостережения и от дальнейшего повышения налогов: «Когда нарушен налоговый мир, инвесторы не придут».
Выдержки из беседы:
– Строительные компании неудачно начали год – к концу января они вышли в лидеры по банкротствам, налоговым задолженностям и сокращениям. В чем причина?
– Основная причина – в отсутствии заказов. Происходящее в строительном секторе говорит о состоянии всей экономики Эстонии. Поскольку проблемы в строительном секторе проявляются с задержкой примерно на год, то в 2024 году не приходится ожидать какого-либо улучшения в данном секторе. Для строителей этот год будет в любом случае проблематичным. Строительный сектор может начать расти только через год после нормализации ситуации в экономике.
– Сообщалось, что интерес жителей Эстонии к жилищным кредитам значительно повысился. Оживит ли это строительный сектор?
– Вряд ли. Отдельно следует рассмотреть ситуацию в сфере строительства транспортной инфраструктуры, где около 85% объема работ зависит от госзаказа. Если в общем строительстве доля госзаказов составляет 25–30%, то в сфере инфраструктурного строительства – цифры иные.
Асфальтный сектор сократился вдвое, компании несут большие потери.
В наиболее сложной ситуации находится асфальтный сектор, объемы которого за два года упали примерно на 50%. Огромные инвестиции в технологии производства и укладки асфальта оказались ненужными и вылились в большие финансовые потери для компаний.
– Это следствие того, что государство пытается экономить на строительстве дорог?
– Так и есть. Государство экономит на строительстве и ремонте дорог уже около 10 лет.
Литва сейчас вкладывает в свои дороги в 10 раз больше, чем Эстония.
Задолженность по инвестициям в дорожное строительство, если брать только шоссейные дороги, уже достигла 1,5 млрд евро. Помимо этого, растет задолженность по инвестициям в муниципальные дороги. В итоге это отразится на состоянии наших дорог и экономики в целом.
– Каково же влияние на экономику Эстонии?
– На строительный сектор приходится около 6% ВВП Эстонии. Однако влияние отрасли на экономику – значительно шире.
Налоговые поступления из строительного сектора уменьшаются, суммы выплат из Кассы страхования от безработицы растут.
Строительство, недвижимость, добыча полезных ископаемых, производство стройматериалов, связанная с ними логистика и транспорт вместе формируют 30% ВВП, что составляет почти треть экономики Эстонии. Проблемы в строительном секторе оборачиваются ущербом для экономики в целом: налоговые поступления в госбюджет сокращаются, суммы выплат из Кассы страхования от безработицы растут.
В настоящее время мы инвестируем в дороги меньше, чем 15 лет назад. Например, Литва сейчас вкладывает в свои дороги в 10 раз больше, чем Эстония.
– Повышение налогов наполнит казну?
– Повышение налогов – не самая хорошая идея. Это тормозит развитие экономики, повышает безработицу.
По прогнозу, количество безработных в ближайшее время достигнет 10%.
В ситуации, когда нет налогового мира и стабильности налоговой среды, не стоит ожидать, что кто-то захочет инвестировать.
– На фоне роста НСО и акцизов на финишную прямую выходит процесс принятия Закона об автоналоге – завтра, 14 февраля, состоится первое чтение резонансного законопроекта. Оправданно ли введение этого налога, который в конечном итоге не пойдет на строительство дорог?
– Новый автоналог не имеет никакого отношения к инвестициям в дорожное строительство или ремонт дорог.
– За счет автоналога залатают дыры в госбюджете, а не на дорогах…
– Ежегодно автомобилисты платят в госказну в качестве акцизных налогов примерно 500 млн евро. К этой сумме добавится автоналог в объеме 230 млн евро. Таким образом, каждый год свыше 700 млн евро будет выниматься из кармана водителя. В то же время объем инвестиций в дороги сейчас ограничился 160 млн евро в год. То есть, в дорожное строительство будет вкладываться только 20% собранных за счет автомобилистов налогов. По сути, автовладельцы дотируют госбюджет в объеме 600 млн евро в год. При этом дороги продолжат разрушаться.
Эстонские автовладельцы дотируют госбюджет.
В дальнейшем ремонт разрушенных дорог обойдется в несколько раз дороже, чем стоил бы своевременный уход.
– Новый Закон о климате, находящийся в стадии разработки, может обернуться для автовладельцев целым рядом дополнительных налогов – на пробки, использование дорог и т.д. Верен ли этот путь?
– Эстонии не стать богаче за счет новых налогов. Вместо введения новых налогов нужно думать, как сократить фиксированные расходы государства. Обычно частный сектор сокращает расходы в объеме 20–30%. Логично было бы ждать того же самого от госсектора.
– Это означало бы большие сокращения в госсекторе…
– Одно из возможных решений – именно в этом. Заодно уменьшится бюрократия, иногда мешающая развитию бизнеса. Когда частные предприятия сокращают расходы, а госсектор их увеличивает – растет количество чиновников и объем затрат, то возникает дисбаланс.
– Год начался с неожиданного для многих экспертов роста цен на товары и услуги. Под предлогом повышения НСО и акцизов торговцы и поставщики услуг накинули цены еще больше – в январе ценники округлились почти на 5% (в годовом разрезе), услуги подорожали на 8%. Почему аналитики и политики не смогли предвидеть скачка цен? На чем держится их невероятный оптимизм?
– Оптимизм экспертов – это не самая хорошая стратегия. Иногда шутят, что пессимист – это хорошо информированный оптимист.
Почему рост цен опять оказался неожиданным? Похоже, что политики, принимающие решения, не понимают, как работает экономика и в чем заключается логика рынка.
Есть еще одна шутка о наших аналитиках. Аналитик сперва прогнозирует, что будет, а потом обосновывает, почему всё вышло по-другому. Конечно, у нас есть хорошие аналитики, понимающие, что происходит в экономике, но их мнение не хотят слышать те политики, которые принимают решения.
Политики ссылаются на мнение тех аналитиков, которые поддерживают их желания. Думаю, что работающие в госсекторе аналитики зачастую выполняют политический заказ, посылая обществу положительные сигналы.
– Будут ли еще неожиданности с ростом цен?
– Обязательно будут! Цены продолжат расти. Это будет происходить до тех пор, пока растет средняя зарплата и не стабилизируется экономика.
– Есть ли признаки улучшения состояния экономики?
– Если даже есть, то они малозаметны. Возможно, замедление темпов инфляции и выдача кредитов на более выгодных условиях. Гораздо больше признаков, указывающих на проблемы в экономике.
– Как снизить тяжесть кризиса? Что нужно сделать, чтобы вывести экономику из пике?
– Единого рецепта нет. Опыт других стран показывает, что самый быстрый способ оживления экономики – инвестиции в большие инфраструктурные объекты. Например, в строительство четырехполосных дорог.
– Но именно эти проекты поставлены сейчас на замок…
– Это очень непонятное решение. Согласно международным исследованиям, уже на этапе строительства таких дорог в госбюджет возвращается в качестве налогов порядка 30% от объема сделанных инвестиций. После завершения строительства 20% от объема инвестиций ежегодно уходит в рост ВВП.
Еще раз напомню, что для оживления экономики важно сохранение налогового мира и сокращение фиксированных расходов госсектора.
В сфере образования давно пора создать госзаказ с учетом потребностей рынка. Сейчас за государственные деньги готовятся специалисты, которые нам не так уж и нужны.
Если размышлять об энергоносителях, то нужно уделить больше внимания управляемым мощностям, а не только зеленой энергии. Важно решить проблемы сохранения энергии, электросетей и т.д.
Параллельно нужно создать долгосрочный план развития экономики, который бы не зависел от того, кто находится в данный момент у власти.
Подробнее в повторе!
/nginx/o/2024/02/13/15884353t1h8b33.jpg)
- Строительные компании неудачно начали год – к концу января они вышли в лидеры по банкротствам, налоговым задолженностям и сокращениям. В чем причина?
- Как ситуация в стоительном секторе влияет на экономику?
- Государство пытается экономить на строительстве дорог. Оправданно ли это?
- Закон об автоналоге вышел на финишную прямую – на 14 февраля назначено первое чтение в Рийгикогу. Насколько необходимо введение такого налога, который в конечном итоге не пойдет на строительство дорог?
- Отразится ли автоналог на кошельке населения и состоянии дорог?
- Новый Закон о климате, который пока еще находится в разработке, может обернуться для автовладельцев целым рядом дополнительных налогов – на пробки, использование дорог и т.д. Верен ли путь повышения налогов?
- Воспользовавшись ростом НСО и акцизов, торговцы и поставщики услуг накинули цены еще больше. В январе ценники выросли почти на пять процентов (в годовом разрезе). Почему аналитики и политики не смогли предвидеть очередного скачка цен?
- Что нужно сделать, чтобы снизить тяжесть кризиса?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Sand