:format(webp)/nginx/o/2024/08/02/16263332t1hc626.jpg)
Rus.Postimees поговорил со священником ЭПЦ МП Леонидом Конощенком о его брате, который 1 августа пожал руку Владимиру Путину после возвращения из американской тюрьмы в рамках беспрецедентного обмена заключенными между Россией и США.
Гражданин России, уроженец Таллинна Вадим Конощенок, которого в СМИ называют сотрудником ФСБ, был задержан в 2022 году при попытке вывезти из Эстонии в Россию партию американских патронов для снайперских винтовок, а также чипы для электроники. В 2023 году был экстрадирован в США по обвинению в обходе санкций, где ему грозило 30 лет лишения свободы. Однако в минувший четверг он вместе с киллером ФСБ Вадимом Красиковым и другими россиянами был обменян на полтора десятка политических заключенных.
Его старший брат Леонид Конощенок живет и работает в Эстонии. Он священник Эстонской православной церкви Московского патриархата, клирик храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ. Какие грехи брат сотрудника ФСБ не сможет ему отпустить, протоиерей рассказал Rus.Postimees.
:format(webp)/nginx/o/2024/08/02/16263261t1h2fc1.jpg)
- Отец Леонид, вас можно поздравить? Ваш брат Вадим оказался на свободе.
- Да. Мне сообщили.
- Как воспринимаете эту новость?
- Не знаю. Никак. Нормально.
- Неужели не порадовались за брата?
- Конечно, порадовался. Радостно, конечно.
- Вы уже поговорили с ним, как он себя чувствует, какое настроение?
- Нет. Не говорили. Мы мало общаемся. Он же в России живет. Живет своей жизнью. А у меня своя. Мы мало общаемся.
- Младшие браться всегда любимые у родителей. В вашей семье было так же?
- Это не комментирую… Не могу сказать, что из нас кто-то был любимым… Оба любимые!
- Вы когда с ним последний раз виделись?
- Давно. Очень давно… Уже годы прошли.
- Если не секрет, чем вы с братом увлекались в детстве, что он стал бизнесменом, который попал в такой серьезный переплет, как арест, экстрадиция в США, выдача России, а вы стали священником?
- Разные пути у нас очень.
- Ну вы же жили вместе в детстве.
- Да. Но я не могу сказать, что мы особенно увлекались чем-то в детстве. У нас большая разница - восемь лет. Я рано ушел из дома. Вообще не очень хочу обсуждать такие личные вещи.
- Что вы думаете о том, в чем его обвиняли? Контрабанда электронных устройств и боеприпасов. Серьезные обвинения.
- Я не в курсе. Без комментариев. Не знаю. Это его личная жизнь. Его дела. Мне только сказали, что он попал в тюрьму. Сейчас сказали, что он вышел.
- Его проблемы как-то на вас сказались? Вам приходилось общаться с правоохранительными органами?
- Никак не сказались. Никаким образом не коснулось.
- Что вы думаете, когда слышите, что священники РПЦ - это агенты российский спецслужб в рясах?
- (Смеется) Это всегда было, есть и будет. Раньше были комитетчики все. Ходили с пистолетами под рясами. Это же чушь! Наговор. Церковь должна быть поносима и гонима. Христос прошел этот путь, а мы за ним идем. На нас лгали. Это было, есть и будет. Другого пути у нас нет.
- Сейчас лгут больше, чем раньше?
- Я не в курсе, как лгали раньше.
- Вы же давно в профессии.
- Да. Не первый год.
- Текущий момент сильно отличается от того, как поносили лет десять назад?
- То, что нас гнали и в советские времена, и будут гнать сейчас…
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…» (Евангелие от Матфея, Глава 5, стих 11 - прим.ред.).
Это тот путь, который объясняется так: если меня гнали - вас будут гнать, если меня убивали - вас будут убивать. Это путь христианства.
- А брат ваш - верующий человек?
- Да. Когда-то обсуждали с ним это. Не могу сказать, что он как я верит… Кто-то готов пойти поставить свечку. И ему этого достаточно. А кто-то хочет быть свечой. Это разные пути.
- К вопросу о пути вашего брата. Его называют сотрудником ФСБ. Вы когда первый раз узнали, что он связан со спецслужбами России, что подумали?
- Посмеялся.
- Священник церкви, которая, по вашим же словам, всегда в молве связана с КГБ, посмеялся над новостями про брата из КГБ?
- Я не в курсе. Я не знаю этого. Я не могу об этом говорить. Мне кажется, что это все чушь, но… Нет, не могу сказать.
:format(webp)/nginx/o/2024/08/02/16263321t1hf11c.jpg)
- К брату в Россию поедете?
- Нет. Сложно уехать. У меня уже был отпуск. Я уже съездил в него. Больше мне никто ничего не даст. У нас отпуск раз в году.
- Служба в ЭПЦ МП строгая в этом смысле?
- Конечно. Череда, которую я должен нести. Мне не уехать.
- Если брат теперь депутатом Госдумы станет, вы порадуетесь за него? В России ведь часто в Госдуму идут те, кого из тюрем США вытащили.
- (Смеется) Без комментариев. Я не знаю. Я радуюсь, что он жив. Это главное. А какой у кого дальше путь, каждый выбирает сам. Мое дело - молиться. И я молюсь за него. Чтобы он был жив и здоров.
- То есть вы брата поддержите в любом его выборе?
- Дело в том, что он же меня не спрашивает. Он не спрашивал, сколько у него должно быть детей. У него их шестеро. Он не спрашивал меня, когда ему жениться, или чем ему заниматься. Как и я не спрашивал ни у кого. Это был мой путь. Я его выбрал и пошел. Родители потом узнали, что я его выбрал. Так же и он. Это его путь. Как он будет дальше строить свою жизнь, я сказать не могу. Это его выбор.
- В православной церкви родственники могут друг другу грехи отпускать? Если он к вам придет за этим, это возможно будет сделать?
- Я не имею права не выслушать христианина как священник.
- То есть, если он придет за отпущением грехов, вы ему их отпустите?
- А как иначе? Если другой человек придет, не отпущу, что ли?
- А этого уже я не знаю. Может быть, в вашей службе и службе вашего брата это недопустимый конфликт интересов.
- Никакого здесь конфликта нет. Если он придет как человек на исповедь, я обязан буду ее принять. Но есть грехи, которые я не могу отпустить. Есть грехи, которые отпустить могу. Есть такие грехи, которые может принять только Митрополит, или старцы в монастырях. Там канонические правила есть.
- То есть тяжкие грехи даже брату не отпустите?
- Ну да. Есть канонические правила.
- Спасибо вам.
- Дай Бог.