Обыск у реформистов и «послеансиповская» политика эстонского консерватизма

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Игорь Розенфельд
Игорь Розенфельд Фото: dzd.ee

Обыск 23.05.12 в офисе партии Реформ, оказавшийся как будто неожиданным с точки зрения логики развития политических процессов в Эстонии последнего времени, вызвал многочисленные комментарии.

Как представляется, этой акцией теневые структуры правого истеблишмента, во-первых, хотят показать свою объективность и надпартийность в ситуации провала ряда «дел» против центристской оппозиции. Во-вторых, указанным делом теневые правые структуры показывают направление своей будущей «послеансиповской» политики –  ориентацию не на эстонских либералов или левых, но в первую очередь на старые или якобы новые группировки эстонского консерватизма типа Союза Отечества-Республика (IRL). Последним указанные теневые структуры, очевидно, готовы оказать активную поддержку не только в традиционной борьбе с центристами, но также и в конкурентной борьбе против как бы «своих» - реформистских союзников по коалиции.

Загладить обвинения в тенденциозности  и провалы антицентристских процессов

Акцией против реформистов - обыском в офисе Ппартии реформ в связи с фактами о незаконных пожертвованиях данной партии - теневые силовые группировки правого истеблишмента (прежде всего КаПо), очевидно, хотят парировать обвинение в тенденциозности, получившее основание после целого ряда действий этих группировок  против центристской оппозиции.

 К середине мая стал очевиден провал шумного т.н. «фейерверкового» дела о «торговле влиянием», начатого в начале года обыском в офисе центристов. 16 мая  госпрокуратура прекратила (по некоторым  сообщениям «частично») указанное дело в отношении известных центристов  - генсека партии Прийта Тообала и  Эстер Туйксоо.

К началу мая развалилось и начатое также в январе этого года дело против мэра Нарвы Тармо Таммисте.

То, что как минимум две крупные обвинительные истории против центристской оппозиции оказались липой, вовсе не мешает продолжению сходных  дел - например, задержанию 17 мая на двое суток полицией члена центристской фракции тартуского горсобрания Урбо Ваарманна.

Обыск в офисе реформистской партии 23 мая (который, понятно, может и не иметь серьезных результатов) был призван вернуть доверие обвиняемых в явной ангажированности правоохранительным правым структурам. Кроме того он ясно показывает, что на самом деле на эстонском политическом и идеологическом Олимпе «заказывают музыку» вовсе не эстонские правые либералы – реформисты (не говоря уже о «как бы левых» соцдемах), но эстонские консерваторы – Союз Отечества и Республика.

Именно эту группировку с ее идеологией полного искоренения всего советского и реставрации, по возможности «один к одному», довоенной эстонской республики следует считать, по-видимому, также и фаворитом мирового правого истеблишмента.

Теневые происамалийтовские структуры и «образовательный скандал» в Тарту

Можно заметить также, что  антиреформистский скандал мая этого года – вовсе не первый в Эстонии после выборов 2011 года, на которых в очередной раз победила правая коалиции Партии реформ и Союза Отечества - Республика.

Первый такой скандал, как кажется, произошел в Тарту год назад, через два месяца после указанных  выборов -  на ниве образования. Тогда по «коррупционному» обвинению в присвоении средств  тартускими образовательными чиновниками и директорами школ были отстранены от своих постов два реформистских функционера - глава отдела образования Тарту Борис Гольдман и городской вице-мэр от реформистов Юри Саси.

Целью тартуского антиреформистского скандала, очевидно, также организованного теневыми происамалийтовскими структурами, было оказание давления на тартуских реформистов. Последних хотели заставить, во-первых, отказаться от многолетней коалиции с центристами и взять в качестве главного партнера IRL. Во-вторых -  «очистить площадку» для функционеров Яака Аавиксоо, готовившихся к активному проведению в школах Тарту (как эстонских, так и русских) образовательной реформы.  

Как первая, так и вторая задачи были решены - центристы из правящей в городе коалиции были успешно удалены, партнером Партии реформ в  местной исполнительной власти стал Союз Отечества - Республика, функционеры которого рьяно занялись наиболее важным с их точки зрения делом - разрушением тартуской школьной системы.

Майский «наезд» на реформистов и  разлад в правой коалиции

То, что отношения неразлучных как будто партнеров по правящей коалиции на самом деле строятся по принципу «дружба дружбой, а табачок врозь» подтвердил и майский антиреформистский скандал в Таллинне.

Интересна реакция на данный скандал председателя партии IRL Урмаса Рейнсалу, обвинившего в истории с незаконными пожертвованиями не только бывшего генсека Партии реформ и нынешнего министра юстиции Кристена Михала, но и самого премьера Ансипа. По словам Рейнсалу, за проступки Михала и проч. «должен ответить глава правительства, премьер-министр Андрус Ансип».

Это заявление говорит о многом.

Не хочет ли IRL устами некогда якобы «неподкупного» Рейнсалу  заявить о себе как преемнике Ансипа, свалив кризисную ситуацию да и собственные скандалы вроде продажи видов на жительство только на реформистов?

IRL старый или новый - надежда «послеансиповской» правой политики

Майское дело против Партии реформ – по сути дела, многолетней правящей партии в Эстонии -  показывает, что данная группировка  начинает выводиться из разряда «священных коров», которым все позволено.

Указанное  дело является также симптомом попыток правых найти преемника теряющим поддержку реформистам и обозначить возможного нового лидера  «послеансиповской»  правой коалиции в Эстонии. В качестве такового будет очевидно выдвигаться в первую очередь IRL или аналогичное политическое образование.

Заявления о связи антиреформистских акций, как и попыток создания некоей новой партии с близким Т.-Х. Ильвесу бывшим канцлером юстиции Аларом Йыксом делаются скорее для отвода глаз. Речь идет о действии значительно более глубоких структур эстонского консерватизма, являющегося (возможно, под влиянием внешних мировых правых сил) главной идеологической платформой современных властных, а также cиловых структур Эстонии. Именно на их идеологии «национальной революции», очевидно, будет строиться и некая «новая партия» - скорее всего аналог созданной, по-видимому, теми же структурами семь лет назад партии Res Publica.

Вопрос –  проглотит ли привыкшее к многолетней власти реформистское начальство брошенный им серьезный вызов «заклятых друзей» из IRL или же нанесет им ответный  удар?

Наверх