Яанус Нурмоя: переезжающим в Нарву эстонцам – гражданскую зарплату (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яанус Нурмоя.
Яанус Нурмоя. Фото: Postimees.ee

Гражданская зарплата только для эстонцев как инструмент региональной политики и противоядие от геттоизации инородцев: этой идеей делится в Postimees раквереский музыкант, журналист и активист Яанус Нурмоя.

Поздравляю: кажется, у нас, образно говоря, вырос второй Евгений Коган – был когда-то такой руководитель Интердвижения! Символ веры этого Когана 2.0 просто вопиет, требуя сказать «спасибо». (Судя по всему, автор говорит о мнении нарвитянина Аркадия Ходоса – РМ.)

Почему по этому случаю не провести испытание идеи гражданской зарплаты на отдельной группе населения, которую составили бы исключительно этнические эстонцы, согласные переехать в Нарву и иные обрусевшие города Северо-Востока? Плюс государственная программа съемного жилья, направленная именно на этот регион и эту группу людей?

Неважно, в точности в таком виде мы испытаем гражданскую зарплату или нет. Одной из предпосылок испытания должны стать подписи в поддержку проекта, по крайней мере тысяча, – они перенесли бы исследование осуществимости и влияния идеи безусловного базового дохода (гражданской зарплаты) с портала народных инициатив в зал парламента. По-своему символично было бы приурочить осуществление проекта ко Дню победы.

К статье Рейна Руутсоо ничего особенно и не добавишь. Однако никак нельзя согласиться с мыслью, мимоходом высказанной Кайре Уусен: специально платить гражданскую зарплату русским за знание эстонского.

Это, мягко говоря, идея того же порядка, что и ввести на Певческом празднике квоту «хотя бы одна песня на русском» из-за численности русских в Эстонии. Ни за то, ни за другое никто эстонцев благодарить и (больше) уважать не станет – ни Аркадии из Нарвы, ни Михаилы со стороны (игра слов: «кырвальт», «со стороны», – анаграмма фамилии Михаила Кылварта – РМ).

Не знаю, за что можно быть благодарным русским (русскоязычным) людям Эстонии, но уж точно не за количество и долю в обществе; обстоятельства появления (нет, формирования) этого количества мы помним слишком уж хорошо.

Тестовая группа для гражданской зарплаты

Если мы введем гражданскую зарплату, то есть безусловный базовый доход, предпосылкой для ее выплаты должно быть все-таки гражданство Эстонии, получить которое у нас можно, как известно, лишь выполнив языковые требования.

Ввести базовый доход пусть и временно (скажем, на 25 лет) только для эстонцев, видимо, сложно. Но введение базового дохода для всех законных жителей превратило бы Эстонию в магнит для экономических туристов и вновь пробудило бы в эстонцах оправданный страх остаться на своей родине в меньшинстве, отчего изруганная «ненависть к чужакам» только увеличилась бы. А вот гражданская зарплата как базовый доход только для граждан наделила бы дополнительной ценностью эстонское гражданство – и могла бы стать положительным стимулом в том числе для серопаспортников.

В то же время никто не может иметь ничего против того, что в рамках пилотного проекта тестовой группой станут одни только эстонцы. Целью такого проекта было бы изучение пригодности гражданской зарплаты как инструмента региональной политики, смягчителя остаточных демографических явлений советского времени и противоядия от геттоизации инородцев. Вдобавок нужно запустить с той же целью жилищную программу, возможные детали которой заслуживают отдельного обсуждения.

Всё это вместе дало бы толчок и естественному приросту – создались бы условия для того, чтобы в семье рождалось столько детей, сколько семья пожелает, и деньги (их недостаток) никак бы на них не сказывались.

Да, речь идет о пилотном проекте, и если он продлится пару лет, детей никто рожать не будет. Но где сказано, что пилотный проект должен длиться именно что пару лет – как испытание гражданской зарплаты в Финляндии? Скажем, в 1970-х аналогичный канадский эксперимент MINCOME в провинции Манитоба продлился бы дольше пяти лет, если бы не поменялась власть и новые правители не решили его прекратить.

Авторы упомянутой выше народной инициативы считают, что необходимо тестировать гражданскую зарплату и территориально – в одном из уездов. В таком случае тестовой группой станут, естественно, все проживающие на территории уезда эстонские граждане независимо от родного языка и происхождения. Возможно также установить какие-нибудь уточняющие правила для тех, кто приезжает, уезжает и возвращается.

Я предложил провести тест на Хийумаа и Сааремаа вследствие их географической особости. Было и другое предложение: сделать полигоном все заселенные острова.

Понятно, что делать полигоном Таллинн не стоит по многим причинам, которые не нужно даже объяснять (прости, Зузу! (экоактивистка Зюлейха Измайлова – РМ)), и сейчас я не очень хорошо представляю, как отдельно взятое самоуправление Эстонии могло бы провести такой пилотный проект независимо.

Работы за зарплату всем может и не хватить

Всё чаще слышны прогнозы, по которым вследствие автоматизации рабочих процессов в будущем нас ждет общество с почти до неузнаваемости изменившимся рынком труда, на котором работы за зарплату всем может и не хватить.

Навсегда канет в прошлое т.н. социалистическая эпоха, в которой тунеядство (когда человек не имеет места работы) было наказуемо, а стояние в очередях вместо работы – нормально.

Гражданская зарплата или другая эффективная альтернатива рано или поздно появится так и так. Она обессмыслит созданные лишь ради занятости псевдорабочие места и подстегнет добровольную работу и другие общеполезные занятия, за которые обычно никто не платил (взять хоть пение в хоре).

К такому будущему Эстония должна заранее подготовиться – и найти приемлемые для нас варианты хотя бы потому, что нужно «возделывать свои поля самим, иначе их возделает кто-нибудь другой».

Этот процесс должен быть в первую очередь честным: нельзя безосновательно пробуждать в ком-либо «оправданные ожидания» и замалчивать потенциальные непопулярные аспекты.

Я надеюсь, что мы в поисках пути в будущее не забудем: исходить нужно из того, что выразил, скажем, Март Нутть 1 июня на обсуждении Доклада о потенциале человеческого развития в парламенте:

«В преамбуле Конституции цель Эстонской Республики определена следующим образом: эстонское государство должно обеспечить сохранение эстонского народа, языка и культуры на века. Это и есть смысл существования Эстонской Республики. Всё остальное – миграция, интеграция, экономический рост, благосостояние, социальная защищенность, многое другое – есть лишь средства для выполнения этой задачи, которые должны быть подчинены данной цели».

Пусть эта статья будет в хорошем смысла ответом Аво-Рейну Терепингу, который написал о том, о чем Доклад о потенциале человеческого развития не говорит. Без преувеличения скажу: вопросы национального воспроизводства и гражданской зарплаты соотносятся так же, как чулог и сапог, – где одно, там и другое.

Перевод с эстонского.

Наверх