«Нетаньяху не догнать Путина». Почему в Израиле протестуют сотни тысяч человек

Copy
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Путин радуются встрече в Московском Кремле, 30 января 2020 года.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Путин радуются встрече в Московском Кремле, 30 января 2020 года. Фото: SCANPIX

Почему протесты в Израиле опасны для благополучия не только Ближнего Востока? Чем реформа Высшего суда от премьера Нетаньяху похожа на авторитаризм Путина? И далеко ли до гражданской войны в Земле Обетованной? Об этом Rus.Postimees рассказал политолог из Тель-Авива, работавший в Москве бывший дипломат Михаил Пелливерт.

Судебная реформа, объявленная новым правительством Израиля в январе 2023 года сразу после раздела министерских портфелей по итогам осенних выборов, предполагает существенное урезание полномочий Высшего суда страны, единственного органа, который может отменять любые решения законодательной и исполнительной власти. Новая исполнительная власть хочет получить право отмены решений Высшего суда простым большинством голосов членов парламента, а также получить контроль над процедурами выборов и назначения судей.

Критики инициативы многолетнего израильского премьера Биньямина Нетаньяху и его ультраправого правительства говорят о попытке узурпации власти по примеру Путина, и попытки получения иммунитета от уголовного преследования, по которому премьеру грозит до 13-ти лет тюрьмы. Уже несколько недель противники реформы выводят на улицы Израиля тысячи несогласных. В минувшие выходные на протесты вышли до 500 000 человек.

Политолог Михаил Пелливерт рассказал Rus.Postimees о «подводных камнях» небывалых протестов в Израиле.
Политолог Михаил Пелливерт рассказал Rus.Postimees о «подводных камнях» небывалых протестов в Израиле. Фото: из личного архива Михаила Пелливерта

- Михаил, вы тоже считаете, что Нетаньяху строит свою «вертикаль власти, которая подчинит себе все?

- Израильская политическая система на самом деле далека от совершенства. Исполнительная и законодательная ветви власти во многом срослись. Без суда, который до сих пор может одергивать и исполнительную, и законодательную ветви власти, любая попытка изменить только лишь судебную систему может привести к катастрофе. У нас нет ни одного института, кроме Высшего суда справедливости, который занимался бы защитой прав человека.

То, что пытается сегодня сделать Нетаньяху, замешано на личных интересах премьера и напрямую связано с его уголовным преследованием.

Я не думаю, что Израиль завтра станет диктатурой, если эти законы будут приняты. Но совершенно точно Израиль перестанет быть либеральной демократией.

- Правы те, кто кричит на митингах, что Нетаньяху ведет себя как Путин?

Премьер-министр Израиля Биньямином Нетаньяху, Путин и президентом Сербии Александром Вучичем на шествии «Бессмертного полка» несут портреты предков, участников Второй мировой войны, Москва, 9 мая 2018 года.
Премьер-министр Израиля Биньямином Нетаньяху, Путин и президентом Сербии Александром Вучичем на шествии «Бессмертного полка» несут портреты предков, участников Второй мировой войны, Москва, 9 мая 2018 года. Фото: SCANPIX

- 24 февраля 2022 года Путин пересек некую красную черту. Нетаньяху тут просто уже не догнать Путина. Люди чаще говорят на улицах, что не хотят жить как в Марокко - с очередным королем. Но, действительно, на двух последних демонстрациях были большие растяжки, на которых портрет Нетаньяху красовался рядом с портретами премьера Венгрии Орбана, Путина, духовного лидера Ирана Хаменеи и Эрдогана. Однако я не скажу, что это мнение отражает позицию большинства демонстрантов, которые все-таки являются людьми более умеренными. В целом эта история про попытку харизматичного лидера - а Нетаньяху харизматик - запудрить мозги большому количеству людей.

Скорее Нетаньяху в этом похож на Трампа. В Израиле есть две большие группы населения, которые поддерживают нынешнюю правящую коалицию. Как правило, это выходцы из стран Востока. Люди, которые больше придерживаются традиционных ценностей. Не ортодоксы, но люди, близкие к религиозному образу жизни. Вместе с ортодоксами, которых в стране около 13%, получается уже около 25% всего населения. При этом число ортодоксов растет: в 2040 году только эта ультраконсервативная группа населения страны удвоится. В этом смысле раскол в нашем обществе гораздо глубже, чем кажется. Параллели с Трампом именно поэтому более правильные, чем параллели с Путиным. Мы видим попытку опереться на мнение ультраконсервативной группы в обществе. В США это евангелисты, которых там тоже около 25%.

Президент США Дональд Трамп и Нетаньяху и Иерусалиме, 23 мая 2017 года.
Президент США Дональд Трамп и Нетаньяху и Иерусалиме, 23 мая 2017 года. Фото: REUTERS / Ronen Zvulun

Но, если мы возьмем Путина конца первого десятилетия его правления, то да, примерно те же тенденции мы наблюдаем в современном Израиле. Есть сходство с тем, что происходило в России лет 12 назад.

- Если бы не попытки уголовного преследования премьера, этой реформы не было бы?

- Я приехал в Израиль в 1997 году, Нетаньяху уже был премьером. Прошло 26 лет - и он снова премьер. Длительность пребывания Нетаньяху во власти и есть самое опасное, что толкает нынешнюю ситуацию к развитию. Так как он не хочет уходить, он стал заложником очень правых ультранационалистических сил в новом правительстве, которые вьют из него веревки (нынешнее 37-е правительство сформировалось в декабре 2022 года и является самым правым за всю историю Израиля – прим.ред.). И коалиция все равно шаткая. 64 мандата из 120-ти.

Если правительство примет законы в нынешних очень спорных формулировках, Высший суд их отменит. И дальше будет вообще непонятно, как будут действовать полиция или службы безопасности, если им отдадут два противоречащих друг другу распоряжения.

Социология говорит, что 70% людей за компромисс. Но, если спрашивать только о том, «за» вы или «против», то общество разделено примерно пополам. При этом важно понимать, что на протесты выходят далеко не только «несистемные оппозиционеры», но и тысячи представителей израильской элиты. Те самые 20%, которые платят 80% налогов.

Вид сверху на небывалую по масштабу акцию протеста против судебной реформы в Израиле, Тель-Авив, 11 марта 2023 года.
Вид сверху на небывалую по масштабу акцию протеста против судебной реформы в Израиле, Тель-Авив, 11 марта 2023 года. Фото: REUTERS / Ilan Rosenberg

И Нетаньяху как экономист это хорошо понимает. Премьер не может не знать, что у правящей коалиции, даже при поддержке его избирателей-традиционалистов, не будет возможности реализовывать свою политику без стабильной экономической и финансовой ситуации. Курс шекеля скачет. В США уже обанкротились два важных банка. А ультрафанатики в коалиции считают, что система должна доказать, что она не подвержена влиянию толпы. Сегодня в Израиле уже есть тенденции начала борьбы в этом ультраправом крыле за наследство Нетаньяху. Думаю, что при всех его усилиях остаться у власти подольше его время уходит.

- Военные и силовики на чьей стороне?

- Во главе протеста есть и бывшие руководители Моссада, ЦАХАЛА, Шабака. Это элита Израиля. Их симпатии к Высшему суду справедливости совершенно очевидны. Глава Генштаба заявил, что армия «останется в стороне от политики». Но чем чаще звучат такие заявления, тем выше обеспокоенность.

- Горячие головы говорят о рисках гражданской войны.

- Мы пока очень далеки от этого. Гражданская война в Израиле пока только в Twitter. Но этот кризис радует врагов Израиля. Глава Хезболлы Насралла предложил подождать, когда «сионистское образование разрушит само себя изнутри». Примерно то же самое заявили в Иране, Исламском джихаде, Хамасе.

Тем не менее пока мы еще остаемся в моменте, когда внутренний конфликт может закончиться усилением израильской демократии, если стороны найдут в себе силы сесть за стол переговоров и договориться о новых правилах игры. Сейчас нужен компромисс, которым обе стороны будут недовольны в одинаковой степени. Президент Ицхак Герцог пообещал представить план урегулирования, который, видимо, станет последней возможностью договориться.

- Почему не может получиться как в Грузии? Там решительность улицы отменила спорный законопроект об иностранных агентах.

- Там многого удалось благодаря внешнему давлению. Очень резкие заявления из США и ЕС. В отношении Израиля такого пока нет. В пятницу в Израиль прилетал министр обороны США Ллойд Остин. Из-за протестов его встреча с Нетаньяху состоялась в аэропорту. Остин сделал ясный намек, подчеркнув, что Израиль и Америку объединяет «независимость судебной власти». Думаю, что, если в ближайшие недели не удастся решить эту проблему самим, мы услышим более однозначные формулировки извне. Важно подчеркнуть, что Нетаньяху уже три месяца как избран премьером Израиля, но до сих пор не приглашен в США. Ситуация беспрецедентная, ведь обычно новый премьер летает в Вашингтон в первый же месяц после прихода к власти.

Глава Пентагона Ллойд Остин встречается с Нетаньяху в Израиле в аэропорту, 9 марта 2023 года.
Глава Пентагона Ллойд Остин встречается с Нетаньяху в Израиле в аэропорту, 9 марта 2023 года. Фото: facebook.com/Netanyahu

- Наш разговор публикуется в Эстонии. Тут многие скажут: зачем нам знать о разборках в стране, которая находится в 3000 километрах от нас? Что можно на это ответить?

- Израиль - лаборатория социальных экспериментов. Маленькая страна с большим культурным многообразием в окружении врагов, где удалось построить и сильную экономику, и работающую демократию. Многие процессы, которые сначала происходят у нас, потом происходят в других странах. И вопросы встают тоже понятные не только нам. В каких случаях высший суд имеет право отменять решение правительства, а правительство не исполнять решения суда? Общество объединяют вокруг «общего врага», или все-таки общих ценностей? Каковы принципы национального определения? Множество универсальных вопросов. Огромное количество вопросов в мире с конкретными результатами и выводами завязаны сегодня на процессы, происходящие в Израиле. Я даже не хочу загадывать, что может произойти в мире, если у нас полыхнет война, если кто-то решит, что мы ослабли настолько, что на нас можно напасть. Пока мы не на пороге таких событий, но все развивается стремительно.

ОБНОВЛЕНИЕ: Протестующие в Израиле блокируют подъезды к министерствам. Кнессет, несмотря на протесты, принимает спорные законы.

Наверх