Вероятно, Пуустусмаа искренне верит, что отныне он только эстонский режиссер. Это понятный психологический механизм. Человеку досадно, что ему не хватило сил прервать связи с путинской Россией до начала агрессивной фазы войны в Украине. Он вовсе не выслуживается, как может показаться русскоязычным оппонентам, столь же искренне полагающим, что сильный по определению одолеет слабого. Пуустусмаа разбирается в первую очередь с самим собой, отсюда эмоциональная заостренность, импульсивность и риторика за гранью нервного срыва.
А что же Лось, который, как кажется на первый взгляд, лишь мудро гасит направленную на него агрессию? Поздней осенью в интервью каналу «Осторожно: Собчак» он вновь повторил, что его поняли неправильно, что он наблюдает огульное осуждение всех россиян в Эстонии и считает это отношение ошибочным, что пора отцепить то прошлое, за которое судорожно хватаются эстонцы, считающие нынешних русских наследниками оккупантов. Поначалу такие наблюдения выглядят очень здраво – говорящий выглядит гуманистом и носителем конструктивных идей. Но почему-то подозрительно быстро утомляют.
Достаточно вчитаться в заголовок интервью ERR, вышедшего по следам видеоподкаста Ксении Собчак. Режиссер Лось не разочаровался в Эстонии, он верит в Эстонию как в правовое государство, которое должно его защитить. Он будто ободряет это государство, страну и ее запутавшихся обитателей: смотрите, еще чуть-чуть, и вы сможете оправдать мое доверие!
Лось хорошо защищен броней самоуверенности. Из ее глубин доносится: вам, эстонцам, следовало бы вести себя иначе! Жаль, что вы этого не понимаете! Жаль, что помогаете Путину, причесывая всех русских под одну гребенку! Вы неправы, вы должны, вы, вы, вы... Мягкая настойчивость этих комментариев обескураживает. Столь мудрые выкладки способны лишить последней надежды на диалог. Потому что любой диалог начинается не с объяснений того, чего другие не поняли, а с гигиенических признаний, что ты мог и сам неправильно выразиться…