Освобождение от налога спасло фирмы ЭР

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сотрудник Банка Эстонии Яаника Мерикюлль заметила, что у эстонских предприятий больше денег и меньше долгов, что полезно во время прохождения кризиса.
Сотрудник Банка Эстонии Яаника Мерикюлль заметила, что у эстонских предприятий больше денег и меньше долгов, что полезно во время прохождения кризиса. Фото: Тоомас Хуйк

Целесообразность введенного 10 лет назад освобождения от подоходного налога инвестированных средств наконец нашло подтверждение: результаты исследования Тартуского университета и Praxis показали, что реформа способствовала тому, что эстонские фирмы стали больше инвестировать.

В последние месяцы на систему обложения предприятий подоходным налогом (взимание налога при изъятии прибыли, а не при ее возникновении), действовавшую в течение десяти лет, обрушилась мощная лавина атак.

Вопросы стали задавать такие международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Центристы и социал-демократы постоянно критиковали освобождение от подоходного налога. Генеральный секретарь Центристской партии Кадри Симсон сейчас, правда, добавляет, что в их официальной программе об этом не говорится, но свой скепсис по этому поводу она не скрывает.

Социал-демократы заметно конкретнее. В своем выступлении Юри Пихл, в прошлом году повторно выставивший свою кандидатуру на пост главы партии, заявил: «Следует установить подоходный налог на предприятия» (Äripäev, 12.10.2010).

Выбрали, правда, Свена Миксера, но и он сразу же заявил, что налоги на капитал, в том числе подоходный налог на предприятия в Эстонии низкие и их следует поднять (Sirp, 15.11.2010).

А то, что профсоюзы, обратившись к партиям официально, предложили им восстановить подоходный налог на бизнес, это уже естественный ход вещей (Äripäev, 08.11.2010).

Дебаты — на новый уровень
Но критиковала не только оппозиция. Подняли свой голос даже банкиры.
Инвестиционный банкир Aлaр Войтка писал 21 ноября прошлого года в Äripäev о том, что иностранные фирмы используют эстонский Закон о подоходном налоге и вывозят средства без уплаты  налога.

Индрек Нейвельт уже два года назад говорил, что подоходный налог на предприятия следует восстановить (Postimees, 5.02.2009), и он до сих пор придерживается этой точки зрения (Sirp, 26.11.2010).

В последнее время активно критикует систему налогообложения в Эстонии и культурный еженедельник Sirp. Этим же занимаются и другие газеты.

Газета Eesti Päevaleht от девятого октября прошлого года писала в редакционной статье, что подоходный налог на предприятия следует восстановить, правда, оставив себе лазейку для отступления: «К концу года Центр политических исследований Praxis завершит исследование о влиянии освобождения от налога нераспределенной прибыли предприятий.

Если он подтвердит подозрения, что эти влияния негативны, то нынешний порядок налогообложения предприятий как-нибудь надо будет избавить от статуса священной коровы»

В минувший четверг результаты исследования наконец были опубликованы. Теперь дебаты должны проходить на новом уровне. Работа ученых Тартуского университета и Центра политических исследований Praxis, продолжавшаяся год, вылилась в одно из самых объемных прикладных исследований в Эстонии.

Ответ на один вопрос — как повлияло освобождение предприятий от подоходного налога — искали самыми разными способами. Одним из важнейших стало сравнение с Латвией и Литвой.

Была собрана информация в отношении нескольких десятков тысяч фирм со всех трех государств Балтии. Исследовалось поведение фирм до и после реформы налогообложения, чтобы в качестве базы сравнения проверить, что в то же самое время делали литовские и латвийские фирмы.

Результаты исследования оказались в пользу сторонников освобождения от налога инвестируемой прибыли. Благодаря реформе налогообложения многие эстонские предприятия увеличили производительность, инвестиции и входили в экономический кризис в лучшем финансовом положении.

Когда в прошлом году МВФ опубликовал сведения о том, что уровень задолженностей по кредитным возвратным платежам в Эстонии составлял шесть процентов, а в Латвии и Литве, которых поразил такой же экономический спад, как Эстонию, 20 процентов, что больше, чем в три раза, то руководитель миссии МВФ в Эстонии Кристоф Розенберг был весьма удивлен данной аномалии.

Культура платежей эстонских фирм выше, предположил тогда МВФ. Теперь мы знаем более правильный ответ — с введением в 2000 году освобождения от налогообложения кошельки эстонских фирм стали толще.

Предпринимателям не понадобились такие большие кредиты, и их банковские счета стали расти.

Польза доказана
Усиление стабильности предприятий в условиях кризиса оказалось самым сильным эффектом реформы. С другой стороны, ее можно назвать запланированным побочным эффектом — ведь десять лет назад никто не думал о крупном экономическом кризисе.

Реформа сильно сказалась и на размерах инвестиций, особенно в части небольших фирм, но все же меньше, а также на увеличении роста производительности.

Один из главных авторов исследования Яаника Мерикюлль, которая в то время работала в Тартуском университете, а сейчас перешла в Банк Эстонии, также заметила: «У эстонских фирм больше денег и меньше долгов, что полезно во время прохождения кризиса.

Если бы результаты были опубликованы три года назад, то это можно было бы трактовать негативно — деньги лежат просто так, вместо того, чтобы делать что-то полезное».

Один из доводов, часто приводимых критиками системы налогообложения Эстонии, что иностранные фирмы не выплачивают прибыль в Эстонии, а вывозят деньги, не нашел подтверждения. «Эконометрически мы этого эффекта не установили», — заявил аналитик налоговой и бюджетной политики Praxis Ристо Kaaрнa.

Министр финансов Юрген Лиги, выступавший на пресс-конференции, посвященной результатам исследования, не скрывал своей оправданной радости, поскольку реформа, в проведении которой он сам принимал когда-то участие, доказала свою пользу.

Генеральный директор Эстонской торгово-промышленной палаты Сийм Райэ был в своем выступлении еще более оптимистичен.

Ученые оказались сдержаннее. «Это исследование такое объемное, что там каждый может найти что-нибудь», — заметил аналитик Praxis Ристо Каарна.

«Да, освобождение от подоходного налога хорошо послужило Эстонии в течение десяти лет. И в предстоящее десятилетие оно вряд ли повредит стране. Хотя вопросов в части системы налогообложения предприятий остается еще много», — добавила сотрудник Банка Эстонии Яаника Мерикюлль.

На текущий момент козыри все же в руках сторонников освобождения предприятий от подоходного налога. Так что оппозиции на Тоомпеа  Центристской и Социал-демократической партии придется более тщательно подбирать свои аргументы против существующей системы налогообложения.

Результаты освобождения от налога

Исследование влияния освобождения предприятий от подоходного налога в Эстонии установило:
• в результате реформы рост инвестиций по сравнению с латвийскими и литовскими предприятиями составил 39 процентов, а рост производительности — 11 процентов;
• в результате проведения реформы в период с 2000 по 2008 гг. в госбюджет недопоступило 2,5 миллиарда крон подоходного налога с предприятий;
• дополнительные налоговые поступления в результате проведения реформы в этот же период составили от 0,7 до 2,4 миллиарда крон;
• влияния реформы на вывоз капитала из Эстонии в результате исследования не установлено;
• финансовое состояние фирм Эстонии в период с 2000 по 2007 годы улучшалось быстрее, чем в Литве и Латвии; относительная долговая нагрузка в Эстонии в этот период уменьшилась,
а в Латвии и Литве выросла.



КОММЕНТАРИЙ

Юрген Лиги,
министр финансов

Исследование доказало, что цели, поставленные перед освобождением предприятий от подоходного налога, выполнены: инвестиции и производительность возросли, балансы и платежная дисциплина предприятий улучшились. Но это исследование выявило и одно критическое место данной системы налогообложения.

Когда инвестиции стали неналогооблагаемыми, то многие, в том числе и предприниматели, стали говорить, а почему не освобождаются от подоходного налога инвестиции в людей? Если он не инвестирует в фирму, то потратит на людей.

По-моему, за этим стоит неуместная цель — позволить выплачивать зарплату без налогов. Если работник посещает тренажерный зал, то за поддержание  здоровья получает подоходный налог назад, а если занимается  ходьбой с палками,  — то нет. Или рассматривать туристические поездки и игру в гольф как инвестиции в людей?

Кое-что в системе придется изменить, но разговоры о том, что, мол, они инвестируют в работников, это просто чистый цинизм, поскольку от этого выиграют только самые сильные предприятия и самые высоко­оплачиваемые работники, которые таким образом получат освобождение от части подоходного налога. 


 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх