Кинофильм обидел кренгольмцев

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
После просмотра документального фильма «Русские с Вороньего острова» журналисты и публика в фойе нарвского кинотеатра «Астри» обменивались мнениями, режиссера Сулева Кеэдуса (в центре) буквально засыпали вопросами.
После просмотра документального фильма «Русские с Вороньего острова» журналисты и публика в фойе нарвского кинотеатра «Астри» обменивались мнениями, режиссера Сулева Кеэдуса (в центре) буквально засыпали вопросами. Фото: Ирина Токарева

Премьера. Фильм «Русские с Вороньего острова», премьера которого состоялась
в Нарве в пятницу, собрал почти полный зал, однако многих фильм разочаровал.
 


Перед премьерой многие зрители признавались, что пришли посмотреть фильм «Русские с Вороньего острова» из-за ностальгии по Кренгольму.

Пенсионерка Ольга Типина, много лет проработавшая на Кренгольме контролером и затем попавшая под одно из последних крупных сокращений на предприятии, рассказала, что с Кренгольмом ее связывает множество и светлых, и грустных воспоминаний.

Она обрадовалась, узнав, что эстонский режиссер решил снять фильм о предприятии, которое было гордостью Нарвы. «У нас работало много замечательных людей, которые умели не только хорошо трудиться, но и красиво отдыхать, хор собственный был, театр, дом культуры», — рассказала она.

Ее спутница, Наталья Дмит­риева, рассказала, что старшеклассницей проходила на Кренгольме трудовую практику и до сих пор хранит дома диплом мотальщицы. «Он мне никогда не пригодится, но для меня это память о Кренгольме», — рассказала молодая женщина, которая помнит, что во времена ее детства люди с гордостью говорили о том, что работают на Кренгольме.

О премьере фильма обе женщины узнали благодаря рекламе на Радио-4, в которой говорилось, что события фильма происходят накануне закрытия Кренгольма и пояснялось само название фильма: Кренгольм или Krähnholm в переводе с немецкого — Вороний остров.

После вступительного слова режиссера Сулева Кеэдуса, рассказавшего, что фильм снимался четыре года, и он очень благодарен его героям, откровенно рассказавших ему о своей жизни, в зале раздались аплодисменты.

«При чем тут Кренгольм?»
Однако с десяток зрителей покинули зал уже посреди сеанса. Остальные, в том числе и мои соседки, Ольга и Наталья, досмотрели кино до конца, но их лица все больше каменели, когда крупные планы обитателей нарвских общежитий, рассказывающих свои горькие, страшные истории, неожиданно сменялись кадрами, сделанными в цехах еще работающего Кренгольма и титрами: «До закрытия Кренгольмской мануфактуры осталось три… два… один месяц».

Когда фильм закончился, обе женщины хором воскликнули: «При чем тут Кренгольм?» Наталья Дмитриева призналась, что если бы знала заранее, о чем фильм — ни за что бы не пошла. «Вот они, герои нашего времени! Получается — пейте, колитесь, и о вас снимут кино. А если женщина надрывается на двух работах да еще одна поднимает ребенка — это непоказательно и неинтересно», — сказала Наталья.

«Бывшие кренгольмцы ни за что бы так не опустились. А те люди, которые показаны в фильме, никакого отношения к Кренгольму не имеют. Да будь в Нарве десять таких предприятий, как Кренгольм, им бы это не помогло», — высказала свое мнение Ольга Типина.

«Сильный фильм!»

«Фильм талантливый с точки зрения режиссуры и операторской работы. Но он явно дает понять: у русских в Нарве нет никакой надежды. Поэтому кадры еще работающего, но уже обреченного Кренгольма перемежаются крупными планами — лицами еще живых, но уже обреченных на смерть наркоманов и ВИЧ-инфицированных. А беззубые рты наркоманов — как выбитые окна Кренгольма», — поделился впечатлением о фильме известный нарвский юрист Александр Гамазин.

Компания молодых ребят, выходивших с сеанса последними, возбужденно переговаривались: «Сильный фильм! Потряс! После такого кино никогда в жизни не захочется даже пробовать наркотики. Это просто как прививка — такой фильм надо в школе показывать!»

В фойе кинотеатра режиссера окружили журналис­ты и зрители. И тех, и других интересовало, как связаны показанные в фильме истории нарвских отверженных и история Кренгольма. Режиссер пояснил, что первоначально задумал снять фильм о последних днях и закрытии Кренгольма, но кренгольмцы отказались идти с ним на контакт.

«Потому что я эстонец, и они считали, что я тоже виноват в закрытии Кренгольма. Для них я был все равно, что Ансип», — пояснил режиссер.

И все же какова логическая связь между закрытием Кренгольма и нарвскими маргиналами? Отвечая на этот вопрос, режиссер пояснил, что кадры эти были сняты в одно и то же время. То есть они связаны только общими временными рамками и больше ничем? «Нет, не только. Есть, наверное, и другие связи», — помедлив, ответил режиссер. А какие связи — не уточнил.

Фильм

• «Русские с Вороньего острова» («Varesesaare venelased»)
• Сценарист, режиссер и
оператор Сулев Кеэдус
• F-Seitse 2012

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх