В судейском корпусе происходит смена поколений

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам председателя Харьюского уездного суда Хельве Сяргава, наибольший дефицит судей в Вирумаа. В Харьюском уездном суде имеются три судейские вакансии.
По словам председателя Харьюского уездного суда Хельве Сяргава, наибольший дефицит судей в Вирумаа. В Харьюском уездном суде имеются три судейские вакансии. Фото: Пеэтер Ланговитс

Частный сектор все активнее привлекает юристов из числа потенциальных новых судей хорошими зарплатами и незначительными ограничениями на работу.

В связи с тем, что многие судьи достигли пенсионного возраста, суды в последнее время постоянно заняты поиском тех, кто будет осуществлять правосудие. К сожалению, людей, которые согласны были бы за приличную зарплату заниматься этой нелегкой работой и быть компетентными в своем деле, не хватает.

Какова ситуация на самом деле? Не преувеличивают ли журналисты, говоря о дефиците судей? «Для некоторых регионов это не преувеличение», — сказала председатель Харьюского уездного суда Хельве Сяргава. В настоящее время Харьюскому уездному суду требуются трое судей, на поиски подходящего человека требуется обычно год, иногда больше.

Постоянные поиски
Наибольший дефицит судей наблюдается в Вируском регионе, где первым препятствием на пути к судейскому креслу становится то обстоятельство, что кандидат не владеет эстонским языком на высшем уровне.

По этой причине в Вируском уездном суде провалился не один конкурс по поиску судей. «Как ни странно, есть проблемы с заполнением вакантных мест судей и в Тарту, где конкурсы вызывают слишком небольшой интерес», — сказал Ханно Певкур, недавно занявший пост министра юстиции. Такая же проблема и в Пярнуском уезде.

Как сказал предшественник Певкура Кристен Михал, когда он был министром юстиции, то много занимался проблемой нехватки судей. Конкурсы проводятся постоянно, как-то раз одновременно проводилось 18 конкурсов, но найти судей, несмотря на постоянные поиски, зачастую не удается.

«Самое сложное положение в Вирумаа, в этом регионе вообще не хватает представителей профессий, связанных с правосудием, например, тех, кто может оказывать качественную юридическую помощь или представлять человека в суде», — сказал Михал, пытавшийся в сотрудничестве с партнерами решить проблему, объявляя конкурсы на получение стипендий, но безуспешно.

Проблема в большинстве случаев объясняется просто: в частном секторе хороший юрист, работая не покладая рук, зарабатывает больше судьи. Профессия судьи имеет свои плюсы и минусы.

Плюсом, несомненно, является тот факт, что судья назначается на должность пожизненно (снять судью с должности против его воли можно только по решению суда), минус — ограничения, налагаемые работой.

Так, например, судья не может иметь свой бизнес, принимать участие в осуществлении государственной или местной власти, быть членом партии.

Как сказал Певкур, во время экономического кризиса не было финансовой возможности принимать людей на работу кандидатами на должность судьи, поэтому смена подготовлена слабо. Но ситуация меняется к лучшему.

Спецпенсии упразднят
В ближайшие годы на повестку дня выйдет и вопрос возраста судей. Поскольку общая продолжительность жизни и трудоспособный возраст выросли, говорят о том, что судьи при желании могли бы работать дольше, и для этого следует внести поправку в закон, чтобы Государственный суд принимал решение в отношении каждого судьи отдельно.
«На самом деле смена поколений идет уже последние шесть-семь лет, и этот процесс продолжается», — сказала Сяргава.

Как отметил Певкур, в ближайшие годы не приходится опасаться, что ряды судейского корпуса поредеют из-за возраста судей, так как установлено возрастное ограничение для судей — 68 лет. В будущем году 68 лет исполнится трем судьям, а всего в течение следующих трех лет достигнут 68-летнего возраста девять судей.

Правда, судья имеет право выйти на пенсию по старости, если он проработал судьей не менее 15 лет и достиг пенсионного возраста или если его стаж работы судьей составляет 30 лет.
С 1 июля будут упразднены спецпенсии для судей, что, как считают, тоже может повлиять на выбор потенциальных судей в пользу частного сектора.

По словам Айна Сеппика, в прошлом судьи и министра внутренних дел, должность судьи привлекает в большей степени людей 40‑45 лет, чем молодежь. «Правосудие должны вершить именно люди среднего возраста, имеющие жизненный опыт, а не недавние выпускники вуза. В 45 лет человек уже начинает думать о пенсии, его привлекают и другие плюсы судейской работы», — сказал Сеппик.

«Ведь для чего в свое время судьям назначили спецпенсии? Чтобы правосудием занимались самые лучшие юристы, для которых этика и мораль стоят на первом месте, которые не поддаются всякого рода искушениям и не волнуются за свое будущее», — пояснил Айн Сеппик.

Как считает Сяргава, государство правильно поступило, отменив в финансово непростое время спецпенсии для судей. «Хотя этот шаг может отразиться в эмоциональном плане», — заметила она.

Большие надежды
По мнению Михала, повышение зарплаты судей в середине этого года уравновесит тот факт, что новый Закон о публичной службе отменяет некоторые предусмотренные для судей льготы и спецпенсии. В госбюджете заложена сумма в размере 2,5 миллиона евро на создание квалифицированного ведомства в судейской системе — вместо нынешней должности консультанта будет создана должность судебного юриста.

«Проще говоря, если судья — это вершина системы, то для того, чтобы он мог хорошо работать, у него должна быть хорошая команда. С этим изменением связывают большие надежды, возможно, мы получим самое быстрое в Европе судопроизводство, сохранив высокое качество», — сказал Михал.

Положение в судах

да работал 221 судья.

• Сейчас вакантны 15 мест судей.

• В службе кандидатов на пост судьи в настоящее время 13 человек.


 

Комментарии
Copy
Наверх