Госконтроль: защитой детей у нас занимаются мало

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: иллюстрация: яанус коов

Госконтроль отмечает, что попавший в беду ребенок может в Эстонии и не получить помощи, поскольку система охраны детства у нас развита не достаточно эффективно.
 

Госконтроль установил, что около 20 процентов детей в Эстонии, то есть более 44 000, проживает в таких муниципалитетах, в которых вообще нет специалистов по охране детства. Слишком малое количество чиновников, занимающихся проблемами попечения и защиты детей, отмечено в большинстве мест — этот вопрос затрагивает свыше 170 000 детей.

«Организация работы по защите детей в местных самоуправлениях не дает уверенности в том, что помощь своевременно дойдет до ребенка», — отмечает Государственный контроль в своем недавно подготовленном первом аудите, посвященном анализу системы детской опеки.

«Нельзя сказать, что Министерство социальных дел ничего не сделало, однако до сих пор его деятельность была недостаточной», — обобщает ситуацию главный контролер отделения аудита местных самоуправлений Госконтроля Айри Микли.

Около 250 000 детей Эстонии находятся в сфере ответственности действующей при муниципалитетах системы попечения и охраны детства, вместе с тем сотрудники, занимающиеся защитой детей, состоят в штате чуть более, чем в одной трети местных самоуправлений. В основном один советник по социальным вопросам занимается и пожилыми людьми, и инвалидами, и детьми.

Перегруженность работников

Сотрудники социальной сферы сравнивают свою работу с тушением пожара — они успевают заниматься лишь теми, кто сам обратился за помощью в местное самоуправление.

«По причине перегруженности не хватает времени, чтобы взяться за решение проблемы более углубленно или же меры оказываются запоздалыми, и вмешательство происходит уже тогда, когда проблема зашла слишком далеко», — передает Госконтроль мнение специалистов по защите детства.

«Дам тебе денег — решай проблему сам», — характеризует Микли подход, посредством которого местные самоуправления стремятся решать проблемы. Количество всевозможных детских пособий и денежных пособий по уходу за детьми, согласно данным аудита, проведенного госконтролем в десяти муниципалитетах, составило 25 разновидностей.

В девяти случаях из десяти ходатайства о финансовой поддержке удовлетворяются. Хотя Госконтроль и установил, что, отказывая в пособии, чиновники местных самоуправлений нередко нарушают закон, поскольку не предоставляют письменно обоснований причин, по которым не предоставляют пособий, а также не подсказывают, если какого-либо документа не хватает.

По словам Микли, можно сделать вывод, что в основном люди ходатайствуют о каком-то определенном пособии, что свидетельствует о том, что они знают, какие пособия предоставляются, но перечень пособий может и не указывать на то, какую еще помощь можно было бы получить.

Главным недостатком Госконтроль счет то, что профилактических пособий и услуг долговременного действия в местных самоуправлениях слишком мало — среди всех охваченных опросом респондентов их насчитывалось только семь.

Например, услуги опорного лица из десяти самоуправлений предлагали всего три, а содействие личного помощника предоставляли всего два муниципалитета.

«При развитии услуг поддержка со стороны государства существенна», — отмечает Микли.

Разработать точные требования

Госконтроль также пришел к выводу, что в сфере попечительства и охраны детства Министерство социальных дел должно разработать точные требования по качеству услуг и профилактике.

«Все публичные услуги должны предлагаться в каждом местном самоуправлении в объеме установленного минимума, — полагает Микли. — Наш вопрос заключался в том, является ли ребенок для муниципалитетов центральной фигурой и за каждым ли ребенком присматривает местное само-управление».

Например, закон не устанавливает, сколько именно детей должно находиться в поле зрения одного специалиста по охране детства. В различных программах упоминается от 1000 до 1300 детей, на самом же деле все обстоит совершенно иначе.

Например, единственный специалист по защите детства в городе Маарду, отмеченный в аудите, должен заниматься выявлением и решением потенциальных проблем 2800 детей. После аудита в Маарду был принят на работу специалист по спецработе с молодежью, в обязанности которого входит, например, проблема нарушителей всеобщего обучения.

Госконтроль убежден, что по каждому ребенку должна быть ясность, кто является его конкретным специалистом по охране детства, который при необходимости будет им заниматься. Министерство социальных детей такой необходимости не видит.

Госконтроль установил, что в местных самоуправлениях не ведется учет детей, попадающих в группу социального риска, и не выполняется требование составлять письменный отчет по каждому посещению попечительских домов, являющихся пристанищем для адоптированных детей.

По словам Микли, часто значительная часть информации хранится в голове у специалиста по охране детства. «Но что будет, если такой специалист уйдет с работы?» — вопрошает она. Именно такая ситуация возникла в волости Вайвара, оказавшейся в сфере аудита.

Вопрос о том, как осуществлялось сотрудничество с местными самоуправлениями при возникновении проблем, рассматривался сотрудниками Госконтроля на основании оценок работников школ, полиции, медицинской сферы, которые в основном были положительными.

Установить более четкие правила

В 2010-2011 годах десять самоуправлений получили 115 докладных записок, касающихся социальных проблем с детьми. Около половины из них поступили со стороны школ, когда речь шла об отсутствии некоторых детей на занятиях или о потребности в социальной помощи со стороны семьи.

Например, ребенок по причине семейных проблем не ночует дома или же у него нет нормальной одежды, либо ученику требуется в школе дополнительное питание.

«В сфере детского попечительства и охраны детства государство слишком скупо определило правила игры и предоставило местным само­управлениям слишком обширное пространство для принятия решений», — указывает Госконтроль на необходимость изменить правила.

Вместе с тем Министерство социальных дел несколько лет назад попыталось установить более четкие правила по части детского попечительства, но они не были приняты по причине противодействия со стороны местных самоуправлений.

Аудит Госконтроля не стал неожиданностью, он обобщил ситуацию и, несмотря на критику проделанной работы, внушил специалистам по защите детства надежду, что проблемы, связанные с детьми, будут более активно решаться как на муниципальном, так и на государственном уровне.

Комментарий

Taaви Рыйвас

министр социальных дел

Рекомендации Гос­контроля, как обеспечить качественное попечение за детьми и защиту детства, в Минсоцел обсуждались неоднократно. Ответы на поставленные вопросы и должен дать подготавливаемый новый закон о защите детей.

Безусловно, в отношении, например, предупредительных мер возникнет дискуссия, в какой мере государство и местное самоуправление могут вмешиваться в семейные отношения. Поиск этого равновесия является очень чувствительной темой, и достижение консенсуса будет сложной задачей.

Возможности местных самоуправлений в организации защиты детей у различных волостей разные, например, мелкие волости не готовы к тому, что государство законом установит новые требования. Но это не должно мешать подготовке нового закона.

В конце прошлого года широкий отклик в обществе вызвала запись врача скорой помощи в своем блоге, в котором он описал положение детей в одной из семей.

Позже, однако, выяснилось, что на самом деле положение было не таким уж страшным, как описывал врач, а по утверждению местного самоуправления проблема была явно гиперболизирована. Но важно то, что это напомнило о том, что если кто-то заметит, что ребенок может оказаться в опасной ситуации, он должен сообщить об этом местным органам защиты детства или полиции.

Это обязанность каждого, и безусловно, эта история открыла многим глаза. Волость действовала в данном случае так, как и должна: немедленно отправила представителя на место, который побеседовал с обоими родителями.

Aудит

• В 2011 году Госконтроль провел аудит десяти местных самоуправлений и пяти уездных управ: городов Нарва и Маарду, волостей Кыуэ, Вайвара, Aлбу, Koэру, Халлисте, Taрвасту, Aнтсла и Сымерпалу, а также уездных управ Харью, Ида-Виру, Ярва, Вильянди и Выру.

• В рамках аудита на вопросы Госконтроля, касающиеся опеки над детьми и охраны детства, письменно отвечали еще 205 органов местных самоуправлений.

• В Эстонии проживает примерно 250 000 детей, 44 000 из них живут в местных самоуправлениях, где нет специального работника по защите детства.

• Только в 85 волостях и городах (а всего в Эстонии 226 местных самоуправлений) есть работники по защите детства.

• В конце 2011 года в местных самоуправлениях в общей сложности трудились 218 работников защиты детства.

Сколько местных самоуправлений имеют работников по защите детства?

Харьюмаа             83%

Йыгевамаа           62%

Хийумаа                60%

Ляэне-Вирумаа   47%

Рапламаа              40%

Ида-Вирумаа        36%

Пярнумаа               35%

Ярвамаа                 33%

Вильяндимаа        33%

Валгамаа                31%

Вырумаа                 31%

Сааремаа              25%

Taртумаа                18%

Пыльвамаа           14%

Ляэнемаа               8%

(только Хаапсалу)

Источник: аудит Госконтроля

«Организация попечительства за детьми в волостях и городах»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх