Осколки гипнотической мозаики

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Франк, которого играет Венсан Кассель, при помощи гипнотизера охотится за пропавшей картиной. Рама уже найдена.
Франк, которого играет Венсан Кассель, при помощи гипнотизера охотится за пропавшей картиной. Рама уже найдена. Фото: outnow.ch

В Эстонии вышел в широкий прокат кинофильм британского режиссера Дэнни Бойла «Транс».

Ни одно произведение искусства не стоит человеческой жизни, говорит один из главных героев кинофильма «Транс» Саймон в исполнении Джеймса МакЭвоя, а потом почти на протяжении всего фильма доказывает обратное. Пропавшая картина переворачивает с ног на голову жизнь всех, кто имеет к ней хоть какое-то отношение.

Все начинается просто и логично: с аукциона похитители живописи крадут картину Франсиско Гойи стоимостью несколько миллионов, однако до босса доходит только рама. Где сама картина? Это знает только Саймон, причастный к банде грабителей, но он из-за удара по голове потерял память.

«Транс», поначалу напоминающий обычный приключенческий фильм, довольно быстро разъясняет суть своего названия и, привнеся в игру гипноз, погружает зрителя в самые темные закоулки памяти и подсознания. Как это в целом свойственно Бойлу, «Транс» тоже являет собой разрывающее время и пространство психоделическое путешествие, в ходе которого зрителя беспрестанно атакуют миллионами информационных фрагментов.

Порой кажется, что из этих осколков вот-вот сложится целостная картина, но Бойл опять спутывает игру и высыпает на стол еще 5000 фрагментов мозаики из другой коробки. Просто так, чтобы было веселей. Или чтобы встряхнуть еще сильнее и заставить нервничать еще больше.

Иногда кажется, что зрителя дразнят, а тщательно скрываемые информационные осколки, обнаруживаясь, вызывают, скорее удивление, чем радость узнавания. Но это происходит лишь на миг и нисколько не умаляет захватывающих эмоций.

Захватывающий и точный удар
То, что Бойл умеет без остатка поглощать зрителя, он уже доказал и своими прежними фильмами, и постановкой олимпийской церемонии. Насыщенный событиями и крас­ками «Транс» полностью оправдывает свое название — это удар, точный и захватывающий.

Он был бы «ударным» и сам по себе, но в центре всей этой сумятицы еще и блистают три прекрасных актера, которые, стремясь перещеголять друг друга, не дают фильму пасть до уровня банального жеманства.

Звучит, как анекдот — шотландец, француз и американец выходят на съемочную площадку. Первый из них, Мак­Эвой, блестяще удерживает равновесие в качестве героя, по поводу которого до самого конца нельзя с уверенностью сказать, кем он является — заблудшей жертвой или кукловодом с тайным планом.

Последняя из троицы, Розарио Доусон, которая играет гипнотизера, в считаные секунды подчиняет своей воле и зрителя.

Однако достоверности фильму придает, главным образом, сыгранный Венсаном Касселем герой по имени Франк, обладающий необычайным даром убеждения.

Он злобен и беспощаден, но что-то там есть еще; Кассель наделяет своего героя некими почти неосязаемыми чертами. Что это такое, не столь важно и в какой-то мере, наверно, распознаваемо, но это придает его герою и, соответственно, всему фильму некий таинственный и убедительный характер. «Транс» мчится сквозь дремотную реальность и полуреальность, и порой набирает обороты, теряясь между своим сюжетом и стремлением поразить зрителя.

Лихо закрученная мистерия
Визуальные «американские горки» и несколько преувеличенная манера Бойла наслаждаться собой в жонглировании своими умениями и техниками, иногда заставляют задуматься, что же он все-таки хочет сказать и показать.

Однако «Транс» хорошо знает своих героев, так же, как Бойл, — исполнителей ролей и их сильные стороны, а еще он знает их пределы и то, как заставить перешагнуть через них. И когда сюжет местами заходит в тупик спецэффектов, актеры тут же выводят его обратно, и повествование продолжается.

Но все-таки вся эта лихо закрученная мистерия срабатывает благодаря потрясающей троице актеров. В этом смысле — мой поклон актрисе Розарио Доусон.

Если бы она не сумела заставить зрителя поверить, что все происходящее не экране возможно при помощи гипноза, фильм потонул бы в бездонном болоте недостоверности еще до того, как начали развиваться события.

Но он не тонет. Дэнни Бойл опять сделал то, что он делает всегда, — подарил поистине потрясающие и экстатичные ощущения и впечатления.

«Транс»

Триллер, драма, криминал.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх