Вячеслав Иванов: депутат Индрек Таранд как индикатор зрелости общества

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: SCANPIX

Мерилом социальной и политической зрелости общества является отношение к инвалидам, старикам, многодетным семьям и другим социально незащищенным группам населения, полагает журналист Вячеслав Иванов. Однако оказывается, что весь этот перечень с успехом заменяется одним объектом, носящим имя Индрек Таранд.

Известный своей экстравагантностью независимый депутат Европарламента от Эстонии Индрек Таранд вновь баллотировался нынешней весной.

По итогам предварительного опроса, проведенного за неделю до выборов TNS Emor по заказу новостной редакции ERR, Таранд лидировал среди всех остальных вероятных кандидатов с рекордной (15%) поддержкой респондентов.

Комментируя этот факт, действующий евродепутат без ложной скромности заявил, что его попадание в число самых популярных кандидатов показывает ни много ни мало зрелость граждан Эстонии. И добавил: «Я считаю, что люди устали от четырех парламентских партий, и поэтому я нахожусь в рейтинге на первом месте».

При этом Таранд произнес ключевую фразу: «Опросы – это одно дело, а результаты выборов – совсем другое, более важное. Пять лет назад у меня за неделю до выборов тоже была поддержка 15%, а окончательный результат оказался немного другим…».

Действительно, в 2009 году независимый кандидат Индрек Таранд по окончательным итогам голосования заручился поддержкой 25,8% избирателей. Это было на самом деле нечто «немного другое», более важное, чем показатель предварительного опроса.

Впервые о нем заговорили в 2002 году, когда он, занимая в то время пост канц­лера МИДа Эстонии, публично оскорбил незадолго до этого назначенную на пост министра иностранных дел Кристийну Оюланд. Скандал тогда удалось замять, хотя должность канцлера Таранду пришлось, естественно, освободить.

Не буду утомлять читателя перечислением его последующих мест работы. Однако шлейф скандалов, более или менее громких, за ним продолжал тянуться, независимо от исполняемых им должностных обязанностей.

Пожалуй, самым заметным скандалом, в котором он был в тот период замешан, стала выходка во время футбольного матча между командами Эстонского телевидения и радио 24 сентября 2005 года. Индрек Таранд и еще несколько столь же эпатажных личностей (например, литератор Юку-Калле Райд) явились на стадион в футболках с надписью «Коммуняк – в печь!» (Kommarid ahju!) и списком кандидатур для аутодафе, среди которых числились тогдашний президент Эстонской Республики Арнольд Рюйтель, премьер-министр Андрус Ансип и ряд других действующих политиков рангом пониже.

В результате разразившегося скандала, получившего в прессе название «футболочный», подал в отставку министр обороны Яак Йыэрюйт, в чьем подчинении находился к тому времени Таранд, занимавший должность директора Музея генерала Лайдонера. При этом сам виновник скандала свое рабочее место освободил только в 2009 году, когда стал депутатом Европарламента.

Однако для человека, разменявшего пятый десяток и претендовавшего на роль влиятельного политика, уровень фрондера местного масштаба уже не мог считаться удовлетворительным. И в 2007 году Индрек Таранд, вспомнив о своем сравнительно недавнем дипломатическом прош­лом, становится советником тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили.

Помог ли ему приобретенный таким образом опыт международной дипломатии, или сыграли роль иные факторы, но в 2009 году Индрек Таранд стал депутатом Европарламента.

Переехав в Брюссель, он сделал несколько полезных для себя открытий, которыми не замедлил поделиться с широкой общественностью. В частности, глубоким наблюдением о том, что Европарламент «чем-то напоминает Советскую армию». А именно – тем, что новичку здесь приходится первое время самостоятельно, без посторонней помощи, входить в тонкости дела и учиться разбираться в хитросплетениях большой европейской политики. То есть осваивать что-то вроде «курса молодого бойца»…

Уже готовясь к новым выборам, Таранд оставался верен самому себе и не переставал эпатировать почтеннейшую публику.

Одно из последних его «ноу-хау» в этом направлении – пикет возле посольства Франции в Таллинне как выражение порицания правительству этой страны, которое не собирается отказываться от поставок России вертолетоносцев типа «Мистраль», несмотря на предполагаемые санкции из-за ситуации на Украине.

Феномен Индрека Таранда, до сих пор пользующегося симпатиями избирателей, вполне объясним. Людям действительно надоели политики «традиционной ориентации» с их лживыми заявлениями и коррумпированностью. На их фоне Таранд выглядит по крайней мере честным, хотя порой и слишком экстравагантным.

Здесь повторяется ситуация с партией Res Publica, буквально ворвавшейся на политический олимп Эстонии под флагом борьбы с коррупцией и ложью. К чему пришла эта политическая организация нынче, мы видим. Похоже, что и эскапады независимого евродепутата тоже начинают приедаться.

Произнесенные им в 2009 году слова про «немного другой окончательный результат» в 2014 году кажутся не то чтобы пророческими, но уж очень двусмысленными. И хотя нынче он все-таки получил второй срок в Европарламенте, однако с гораздо менее впечатляющим результатом: 13,2%. То есть вдвое меньше, чем пять лет назад, и на 2% ниже предварительного прогноза. Если же говорить об абсолютных цифрах, то разница и вовсе в два с половиной раза: 43000 голосов в 2014 году против ста с лишним тысяч в 2009-м. Наверное, и в самом деле зрелость граждан Эстонии неуклонно растет…

Но Таранд не был бы Тарандом, если бы и здесь не повернул острие в нужном направлении. Комментируя очевидное резкое падение своего личного рейтинга, он оценил этот факт как «однозначное выражение недоверия эстонских избирателей ко всей отечественной политической системе».

Комментарии
Copy
Наверх