Марти Аавик: протест маленького человека

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марти Аавик.
Марти Аавик. Фото: Peeter Langovits

В суровых условиях оккупации санаторный врач прописал маленькому Карлу рецепт: выпивать два стакана теплой минеральной воды Häädemeeste каждый день. Карл, в клетчатой фланелевой рубашке, не сделал ни глотка этой воды, а пил ежедневно по два литра холодной «Вярска». «Это мой бунт против советских властей», – говорит «выпускник» санатория Карл, выросший до размеров медведя. Разумеется, эта история – шутка.

В финском языке молчаливый протест в словесной форме образно обозначен почти так же красиво – «pienen ihmisen hiljainen protesti», как и в эстонском – «sõida tasa üle silla».

Попробую пояснить по-другому, что не является молчаливым протестом маленького человека. Возьмем, к примеру, историю мужчины из Лаппеэнранта. Пьяный в стельку, он пришел домой, позвонил в дверь, и когда ему открыл сосед в пижаме, он тут же решил, что тот спит с его женой, и всадил ему в грудь по самую рукоятку нож фирмы Marttiini. Утром в полиции бедолаге рассказали, что в дверь он звонил на другом этаже, и сосед открыл ему дверь собственной квартиры.

О молчаливом протесте маленького человека я вспомнил на туристской тропе в Южной Эстонии. Все здесь прекрасно и продумано, как на всех тропах RMK. Всем рекомендую! Рядом с площадкой для костра стоит сарай с дровами. Зашел внутрь и обратил внимание на засунутую под навес с краю синюю жестяную табличку с надписью. Как Шерлок Холмс, с напряжением вглядываясь, сумел прочесть, что все эти сооружения построены на средства налогоплательщиков Евросоюза. Во мне заговорил редактор рубрики «Мнение». Если налогоплательщики ЕС оплатили работы, то уместно отблагодарить их хотя бы табличкой на видном месте, а не формально, только для проверяющих. Вывод: здесь типичный случай молчаливого протеста маленького человека. Чувствуется негодование того строителя, который соорудил сарай и прибил эту табличку.

Прошлым летом я побывал в Калласте. Песчаные утесы и ласточки – очень впечатляющее зрелище. А инфотабличка RMK размещена так, что написанное по-русски видно с тропинки, а для того, чтобы прочитать на эстонском, нужно прыгнуть по щиколотку в грязь. Скорее всего, это тоже чье-то выражение протеста. Я не привык заходить с черного хода или возмущаться втихаря. Но если подумать, то в молчаливом протесте есть своя прелесть. Возможно, выборы тоже имеют общие черты с этим явлением.

Комментарии
Copy
Наверх