Николай Караев: когда никому нельзя верить

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Николай Караев.
Николай Караев. Фото: SCANPIX

Как говорил Мюллер в «Семнадцати мгновениях весны»: «Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне – можно».

 В наше время это должен знать и всякий потребитель информации – неважно, читаете вы газету, смотрите ТВ или рыщете по Сети в поисках новостей. Кажется, это закат журналистики, какой мы ее знали: минимум достоверности, максимум мнительности.

Не то чтобы все врали – хотя политики и военные врут часто. Нет, просто люди занимают сторону, не имея на руках фактов, причем занимают бессознательно. Мы делаем предрассудочный выбор постоянно; логика подсказывает, что наша трактовка событий не доказана, но эмоции логикой не управляются.

Страшно наблюдать за тем, как СМИ поддерживают одну из двух основных версий гибели «боинга»: самолет сбили украинские войска / повстанцы. Тем самым журналисты ставят себя на одну ступень с теми, кто верит в теории заговора. Вдруг США хотят скомпрометировать Россию? А если тут замешаны инопланетяне? Никто не знает, какие зловещие планы вынашивают осьминоги с планеты Нибиру и что за мысли крутятся в их головоногих телах!

Версия «во всем виновата Россия» в Эстонии многим по душе – так уж исторически сложилось. Мне кажется, журналисты должны считаться с презумпцией невиновности: пока приговор не вынесен, никто не может назвать человека виновным. Странно, что принцип, давно работающий на уровне индивидов, перестает работать, когда речь заходит о странах. Между тем никто пока не доказал, что повстанцы сбили самолет из российского оружия. Не доказано и обратное. Значит, утверждениям типа «Россия виновна» и «Украина виновна» верить нельзя, из чьих бы уст они ни звучали.

Что до косвенных «доказательств», которыми сыплют заинтересованные стороны, в эпоху инфовойны эти улики не убеждают. Ну да, в пятницу и повстанческие, и украинские силы вроде бы разместили в соцсетях сообщения о каком-то сбитом самолете противника и фотографию, на которой запечатлен дым от «боинга». Что это доказывает?

Только то, что на Украине идет жестокая гражданская война – и обе стороны фронта радуются своим успехам. Мы сбили какой-то самолет, он куда-то упал, там пошел дым, это наш триумф, ура. С технической точки зрения это не доказательство, а ноль.

Хуже другое: возможно, правды о том, кто именно сбил «боинг», мы не узнаем никогда. Но это еще не повод бездоказательно кричать, что виновата Россия. Или осьминоги с Нибиру, хотя они, может быть, случайно пролетали рядом.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх