Цахкна пригласил бы пациентов со всего света на лечение в Кейла

Ханнели Руди
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Часть Кейлаской больницы уже приведена в порядок. Андрес Цахкна не намерен на этом останавливаться: за счет оставшихся средств частных   инвесторов он хочет открыть частную больницу для медицинского туризма. Такая услуга востребована, уверен он.
Часть Кейлаской больницы уже приведена в порядок. Андрес Цахкна не намерен на этом останавливаться: за счет оставшихся средств частных инвесторов он хочет открыть частную больницу для медицинского туризма. Такая услуга востребована, уверен он. Фото: Михкель Марипуу

На минувшей неделе в Кейла открылось крупнейшее в Эстонии учреждение по уходу, в котором имеется как попечительский дом, так и больница сестринского ухода.

Часть гигантского больничного комплекса, возведенного некогда для нужд советской армии, пока еще не отремонтировали, однако планы грандиозные: помимо частной клиники сюда должны перебраться все кейлаские семейные врачи.

- Г-н Цахкна, здание состоит из нескольких корпусов, пока в порядок приведена только половина из них, что будет с остальными площадями?

- Туда переберется центр социальной защиты и трудовой занятости города Кейла. Город провел тендер, мы приняли участие и получили договор на 15 лет.

К тому же хотим открыть там центр здоровья, в котором разместятся все семейные врачи Кейла, пациентов будут принимать также врачи-специалисты из Ида-Таллиннской центральной больницы.

Еще мы планируем стацио-нар (больницу) по пяти медицинским специализациям: онкология, гинекология, ортопедия, офтальмология и внутренние болезни. Это будет крупное учреждение, куда станут приезжать пациенты не только из Эстонии, но и из-за рубежа.

- Каким образом вы все это финансируете, в то время как Больничная касса сокращает объемы специализированной медицинской помощи?

- Мы смотрим шире, не ограничиваясь Эстонией. У меня есть личные контакты с Финляндией, Швецией, Белоруссией, Украиной, Латвией, Литвой, Россией. Это более масштабный процесс, о котором мы еще публично не рассказывали.

- Когда должна приступить к работе больница с пятью отделениями?

- Открыться мы сможем года за четыре, быстрее не обещаю. Без субсидирования, исключительно на свои деньги. Это были бы в значительной степени услуги здравоохранения, которые мы стали бы продавать за границу.

- Как вы собираетесь привлечь пациентов?

- Это долгий путь, и определенные шаги уже сделаны. Хотя это непросто, однако спрос на такую услугу имеется, поскольку мест, где ее предлагают, нет. В больницах, входящих в программу развития больничной сети (haiglavõrgu arengukava, HVA), осуществить это сложно, поскольку эти больницы предназначены для пациентов из Эстонии.

- Как же вы рассчитываете соперничать с больницами программы развития?

- Полагаю, за счет качества.

- До сих пор высокое качество частным больницам в Эстонии не помогало.

- Но ведь частные больницы до сих пор и не предпринимали ничего столь же масштабного. В наших частных больницах операционные залы даже не обладают необходимыми мощностями.

- Без упоминания о вашем прошлом не обойтись. Ведь ваши планы спровоцируют слухи о том, что Министерство социальных дел было к вам особенно благосклонно, и теперь вы начинаете параллельно с больницами HVA строить свою собственную больницу.

- Это не соперничество с больницами HVA, это создание своей больницы и предложение своих услуг. Скажу еще раз: из европейской помощи на это не потрачено ни единого сента.

Тем более инвесторы не ограничатся выходом по нулям, им нужно зарабатывать прибыль.

- Потенциал экспорта медицинской системы Эстонии близок к 150 млн в год. Им просто не пользуются, поскольку больницы HVA не в состоянии предлагать такую услугу. Их операционные залы загружены.

- Уже сейчас в Таллинне между собой конкурируют три больницы.

- Они конкурируют за средства Больничной кассы, доля их платных услуг составляет лишь 5%. Жителю Эстонии надо чем-то расплачиваться за услугу здравоохранения. В том числе и тогда, когда вы хотите отправиться на лечение в Германию или в Финляндию. Вы, конечно, можете ехать, но Больничная касса оплатит всего четверть счета за лечение.

Если посмотреть, как в мире работают системы страхования здоровья, то примерно за 300 евро в месяц можно получить очень приличный полис, который действует везде.

- В Эстонии очень немногие могут себе позволить страховку за 300 евро.

- Да. В системе солидарного медицинского страхования постоянно растет количество тех, кого надо содержать, поэтому в конце концов государству придется разрешить людям приобретать страховку здоровья, однако она не должна облагаться социальным и подоходным налогами. Других решений не существует.

Это реальные деньги, которые поступают не из системы Больничной кассы и которые не увеличивают налогового бремени.

- Таллинн намерен объединить свои больницы в супербольницу, которая также может начать привлекать иностранных пациентов.

- Однако стоимость их супербольницы, достигающая 420 млн, слишком уж высока. Когда я услышал эту сумму, я удивился, что же там собираются построить. Если они построят свою супербольницу на глинте в Ласнамяэ, их преимуществом будет прекрасный вид.

Аэропорт от Кейла недалеко. Для медицинского туризма это вообще не расстояние. Медицинский турист хочет получить качественную услугу по доступной цене.

- В вашей больнице сестринского ухода все места охвачены до­говором с Больничной кассой?

- Из 200 мест договор с Больничной кассой у 120, у 80 его нет. Думаю, мы получим договор и на них.

Логика простая: сюда вкладывал деньги как европейский налогоплательщик, так и частный сектор. Государство прописало в договорах Больничной кассы такой момент, как соблюдение общих направлений политики здравоохранения. Это оправдывает выделение средств в течение пяти лет. Если бы Эстония не утвердила данный проект, такого обязательства не возникло бы. Если государство денег не даст, то у Евросоюза возникнет в отношении Эстонии требование по возврату затрат – если эти места сестринского ухода не будут задействованы.

- Вы поставили государство в безвыходное положение?

- Нет, государство само выбрало партнерство, согласилось с этим, а мы выполнили свою часть работы.

- Благодаря европейскому субсидированию у вас теперь имеется договор с Больничной кассой на пять лет, но ведь потом придется конкурировать с другими?

- Разумеется, мы это учли. Мы не хотим ничего другого, кроме того, чтобы все выполняли то, о чем есть договоренность. Если Больничная касса не предоставит достаточного договорного объема, то мы не сможем делать ничего другого, кроме как в течение пяти лет предоставлять сестринскую помощь.

- Но на шестой год вы можете  больницу сестринского ухода превратить в попечительский дом, потому что это выгоднее?

- На самом деле прибыльнее сестринский уход.

- У вас ведь и раньше были большие планы, не всё из задуманного завершилось успешно, а кое-что закончилось и довольно нехорошо.

- Я бы так не сказал.

- В чем же секрет успеха Кейлаской больницы?

- Прозрачность и ясность, поскольку мы открыто сказали всем министерским чиновникам, как мы это делаем.

- Все разговоры о том, что Министерство социальных дел смотрело на кое-какие сроки сквозь пальцы, поскольку иначе государству пришлось бы платить штрафы, это сплетни завистников?

- Да. Подобные утверждения можно было озвучить после 31 декабря 2015 года. Мы закончили работу в конце ок-тября. У нас были «помощники», очень хотевшие, чтобы проект сошел на нет.

- Кто же это?

- Это те, кто заполучил в Таллинне Хийускую больницу, за возвращение которой мы продолжаем бороться. Они сделали все от них зависящее, чтобы этот проект провалился. Чтобы мы оставили Хийу в покое, но мы не оставляем.

- Когда ваши инвесторы вернут свои средства?

- В перспективе, примерно лет за 15. Быстрее невозможно. Это очень долгосрочные инвестиции, и если кто-то полагает, что заработает быстро и много, он глубоко ошибается. Здравоохранение – очень капиталоемкая сфера.

Сейчас нам экономически очень сложно, ведь у нас тоже нет достаточного объема договоров с Больничной кассой. Ты ведь должен платить зарплаты, невозможно получить лицензию, если у тебя нет достаточного количества персонала. А если услугу не заказывают, что тогда делать?

- Сколько времени инвесторы готовы терпеть убытки?

- Все зависит от инвестора. Сейчас очень благоприятное время для инвестирования. Держать средства на банковском депозите смысла нет. Многие вкладывают деньги в проекты, в которые они верят. Деньги вкладывают в инфраструктуру, потому что видно, что на услугах заработаешь больше, чем оставив деньги на депозите.

В свое время таким же образом инвестировала частная клиника Fertilitas. Теперь они свернули лечебные услуги.

Операционный зал Fertilitas полностью забронирован под косметические операции. Определенная часть лечебных услуг у них все же сохранена, но ведь они строят новый центр здоровья. В здравоохранении необходимо смот-реть далеко вперед.

- Откуда же возьмутся эти пациенты, ведь людей становится меньше?

- Специфика здравоохранения заключается в том, что как только увеличиваются диаг-ностические мощности, появляется возможность их применения. Заработать деньги не проблема.

- Но ведь этих денег нет?

- Да, их нет – в этом весь вопрос. Система Больничной кассы должна существенно измениться, иначе все закончится плохо. Это признают все политики, хотя и говорят, что это может случиться лет через пять.

- Как же вы переживете грядущий через пять лет коллапс Больничной кассы? Договор закончится, обязательства оказания услуги не останется, а для нового договора у Больничной кассы средств уже не будет.

- Она же не рухнет сразу. Просто доступность лечения со временем будет все больше ухудшаться. Задача политиков дать людям шанс застраховаться от обрушения БК.

- Если бы в Эстонии частное медицинское страхование себя оправдывало, оно у нас уже было бы.

- Все дело в том, что страховые выплаты облагаются социальным и подоходным налогами. Если сейчас есть желание отменить налоги на спецльготы для поддержки занятий массовым и оздоровительным спортом, то разумно было бы аналогичным образом поступить и с выплатами по медицинскому страхованию.

Бурное прошлое Андреса Цахкна

• Летом 2009 года, в бытность свою советником министра социальных дел, Андрес Цахкна был задержан КаПо и отправлен в арестный дом. Цахкна попал под подозрение в торговле влиянием, а именно в том, что он пообещал общавшемуся с ним по работе человеку, что про-толкнет через министерство выгодные этому человеку решения.

• Позже Госпрокуратура обвинила его в неоднократной торговле влиянием. Согласно обвинению, советник Цахкна убеждал чиновников и парт-неров министерства принять выгодные для него самого или для его родственников и знакомых решения, а также заключать с ними сделки.

• В итоге прокуратура отказалась от обвинений в торговле влиянием.

• Цахкна также обвинялся во взяточничестве, однако по этому обвинению суд его оправдал.

• Согласно оценке Таллиннского окружного суда, Цахкна подделывал счета Ида-Таллиннской центральной больницы, уклоняясь от уплаты налога с оборота в объеме тысяч крон. Тогда Цахкна утверждал, что произошла ошибка, поскольку он не сумел правильно прописать обороты. Цахкна исправил учетную запись, и государство избежало убытков.

• В апреле 2014 года Цахкна был признан Госсудом виновным в подделке документов и вышел из Партии реформ, членом которой являлся с 1997 года.

• Согласно данным Eesti Eks­press, Цахкна, изучавший в Тартуском университете медицину, перешел на юридический факультет и посвятил себя медицинскому праву. Университет он окончил в 2006 году.

Кейлаская больница

• Реконструкция больницы обошлась в 11,1 млн евро.

• Из них 3,9 млн евро были получены как субсидии ЕС, вклад инвесторов составил 7 млн (из них 1,6 млн на приобретение здания и 5,5 млн на его реновацию и оборудование).

• Средства в больницу инвес-тировали MTG Grupp, Каупо Кольсар, Олаф Херманн.

• В реновированном корпусе имеются места для 350 пациентов, первые три этажа здания занимает попечительский дом, на 4-6-м этажах располагается больница сестринского ухода.

• В здании начнет работать Кейлаский центр социальной защиты и трудовой занятости.

• Фирма ходатайствует о европейском субсидировании на создание центра здоровья, объединяющего всех семейных врачей Кейла. Прием там будут вести и врачи-специалисты из Ида-Таллиннской центральной больницы.

Комментарий

Пеэдо Кессель, волостной старейшина Нисси

Волость Нисси перевела обитателей попечительского дома Муналаскме в новый комплекс в Кейла. С точки зрения обычного человека, больница и есть больница, и ничего особо домашнего там нет. Окрестности огромного комп-лекса сейчас выглядят немного жутковато, впрочем, работы там еще не завер­шены.

Наш собственный попечительский дом находился в таком состоянии, что для придания ему пристойного вида пришлось бы делать огромные инвестиции. Один из корпусов располагался в очень старом школьном здании, второй находился в жилом доме в тремя входами – для попечительского дома эти здания не подходили. Именно это и стало причиной того, почему мы всё это ликвидировали – чтобы не надо было инвестировать.

Видимо, со старыми попечительскими домами везде такая ерунда, и они закрываются, когда появляется новое учреждение.

Особой экономии перевод обитателей попечительского дома Муналаскме в Кейла волости не дает, поскольку затраты на содержание примерно одинаковые. Сутки пребывания в нашем попечительском доме обходились в 24 евро, там получается на евро дороже. Те, за кого платит волость, вынуждены смириться с пребыванием по несколько человек в одной комнате. Отдельную комнату может позволить себе только тот, кто оплачивает ее сам.  

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх