Несколько бизнесменов предстанут перед судом из-за крупной аферы при строительстве Кярдлаского порта (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яхты в порту Кярдла.
Яхты в порту Кярдла. Фото: Meisi Volt

После Ивановой ночи в Кярдласком суде на острове Хийумаа начнется крупный процесс, в рамках которого пятеро мужчин обвиняются - наряду с другими преступлениями - в отмывании денег, совершенном группой лиц. Обманным путем компания смогла получить почти 180 000 евро. 

Хийумаасцы ждали открытия нового порта с особым нетерпением. Бывший порт был разбомблен еще во время Второй мировой войны, новый порт построили за два года и 24 мая 2014 года торжественно открыли.

Но долгожданное событие затмило то обстоятельство, что за два месяца до этого Полиция безопасности задержала руководителя стройки Хиллара Кукка.

Тогда было известно лишь то, что его подозревают в присвоении имущества фонда SA Kärdla Sadam, членом правления которого он был, а в подозреваемых числятся руководители еще нескольких предприятий.

В январе этого года выяснилось, что подозрение предъявлено и в отмывании денег. Теперь, через три с лишним года после задержания Кукка, дело дошло до предъявления обвинения, а после Ивановой ночи пройдет предварительное судебное заседание.

Отмывание денег ведет за решетку

Итого обвинение было предъявлено пятерым мужчинам и пяти связанным с ними юридическим лицам. Им вменяются в вину различные преступления, например, мошенничество со скидками, нарушение ограничений в ведении производства, подделка документов и использование поддельных документов.

Самое серьезное обвинение предъявлено на основании статьи Пенитенциарного кодекса, которая предусматривает наказание за отмывание денег, совершенное группой лиц и в крупном размере. За подобное преступление, в случае признания вины, можно получить срок до десяти лет.

Но в целом объемное обвинение можно сформулировать так: подозреваемые пытались через связанные с ними фирмы легализовать полученные мошенническим путем от Фонда развития предпринимательства (EAS) деньги в размере более чем 179 000 евро.

«В этом случае не так важно, какой доход при помощи нечестных методов получил кто-то, как то, что законы нужно соблюдать и нельзя путать свой карман с общественным», - сказала окружной прокурор Кюллике Каск.

В предъявленном обвинении рассматриваются события шестилетней давности. 18 августа 2011 года городская управа Кярдла подала в EAS ходатайство о финансировании реконструкции порта. Общая стоимость проекта составляла более 4,5 миллиона евро. EAS решил поддержать проект суммой в 3,1 миллиона. 

Разумное время производства

Postimees поинтересовался в прокуратуре: если обвинение касается событий шестилетней давности, нет ли вероятности, что может быть превышено разумное время производства по тем преступлениям?

Прокурор Кюллике Каск сказала, что, учитывая время совершения указанных в обвинении преступлений, объемы уголовного дела и количество обвиняемых, следствие осталось в рамках разумного производства.

«Прокуратура инкриминирует обвиняемым по делу Кярдлаского порта поступки, планы на совершение которых у них появились шесть лет назад в 2011 году, но которые были совершены в 2012-2013 годах, когда началось реальное строительство, а EAS выплатил деньги. В случае преступлений второй степени тяжести, срок давности составляет пять лет, дел первой степени тяжести – в данном случае, отмывание денег – десять лет. В отношении одного из главных обвиняемых, Кукка, в 2015 году было применены определенные санкции, поэтому в 2015 году отсчет срока давности прервался», - объяснила она.

Окончательное решение о разумном сроке ведения производства примет суд. 

Для претворения проекта в жизнь в 2011 году горуправа заключила договор о сотрудничестве с фондом Kärdla Sadam, членом правления которого как раз и был Хиллар Кукк (58). Задачей фонда была организация всего, что связано со строительством, координация, предоставление документов о расходах и целевое использование дотационных денег.

Здание порта в запланированной истории успеха нового порта должно было играть важную роль, но для его строительства не было необходимого самофинансирования, и поэтому здание в первом ходатайстве упомянуто не было. Согласно обвинению, Кукк решил получить нужную сумму в ходе других реконструкционных работ в порту. 

Здание Кярдлаского порта. / Терье Уганди
Здание Кярдлаского порта. / Терье Уганди Фото: Terje Ugandi

Для этого он в начале строительства гостевого порта летом 2012 года передал строителям список работ, которые они не должны были выполнять совсем или выполнять лишь частично. При этом он попросил выставлять счета на полную сумму. Также в списке были работы, о финансировании которых он планировал ходатайствовать повторно в рамках дополнительного госзаказа.

Так на реальных строительных расходах на части работ сэкономили от 20 до 2000 евро, представив EAS в документах о расходах полные, запланированные цены. Согласно обвинению, за непроизведенные, произведенные лишь частично или за повторно оплаченные работы EAS в период с первого августа 2012 года по 20 ноября 2013 года необоснованно заплатил более 179 000 евро.

Деньги перешли на личный счет

По результатам этой деятельности прокуратура инкриминирует Кукку, фонду Kärdla Sadam и работавшему на строительном предприятии Айвару Таммевески (42 года) подделку счетов, а также мошенничество с предъявлением фиктивных счетов.

По словам прокурора, Кукк планировал использовать 108 000 евро из сэкономленных на строительстве денег для самофинансирования строительства здания Кярдлаского порта.

Для того чтобы нужная сумма попала на счет фонда, он планировал использовать третьих лиц и нелегальные схемы, переводя деньги через арендные договоры: «Таким образом, Хиллар хотел выдать эти деньги за средства, полученные в ходе законной экономической деятельности, которые можно было предъявить EAS при подаче ходатайства о строительстве портового здания в качестве необходимого самофинансирования». 

Обвиняемый Хиллр Кукк десять лет назад. / Мати Хийс / Õhtuleht
Обвиняемый Хиллр Кукк десять лет назад. / Мати Хийс / Õhtuleht Фото: Mati Hiis / Õhtuleht

Во второй половине 2013 года Кукк использовал в своих планах предпринимателей Урмаса Варриса (45 лет), Танеля Малга (45 лет) и Райго Сахтеля (54 года), а также связанные с ними предприятия. Сделки, при которых выставлялись счета на несуществующий товар или услуги и переводили реальные деньги, дают прокуратуре основание инкриминировать участникам процесса отмывание денег, которое было совершено группой лиц и крупных размерах.

Руководитель бюро по борьбе с коррупцией Центральной криминальной полиции Мати Омблер уточнил, что основная часть проектов, финансированных общественными деньгами, проводится честно и исходя их общественных целей и интересов.

«Отклонение от этих принципов и деятельность, исходящая из собственного интереса – это скользкая дорожка, которая чаще всего приводит к уголовному производству. Производства защищают общие принципы использования финансирования и не позволяют нечестных людям обогащаться за счет общественных средств. Мы призываем участников проектов к честной работе, поскольку применение различных хитростей ведет к совершению преступлений. Нечестное получение и использование финансирования происходит за счет наших людей, нуждающихся в развитии областей и инфраструктуры», - сказал Омбер.

Согласно обвинению, на счет фонда от запланированной суммы поступила лишь треть. Около 70 0000 евро, выманенных у EAS, Варрис решил использовать для развития своего предприятия: вместо того, чтобы перевести их на счет Kärdla Sadam. После этого на счет фонда Кукка поступили 13 000 евро из денег EAS, еще 5000 евро ушли на личный счет Хиллара.

Постановлением Пярнуского суда право на здание, принадлежащего SA Kärdla Sadam, обложено обязательной ипотекой в пользу государства на сумму в 179 439,43 евро, то есть на размер причиненного ущерба.

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх