Британия: Эстония нам не пример

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Безработица в Эстонии
Безработица в Эстонии иллюстрация: Wikipedia

Британское издание New Statesman опубликовало статью Ника Пирса, директора Института публичной политики, своего рода мозгового треста Великобритании, которая называется «Why Estonia should not be our economic poster-boy».

«Многие, – пишет автор, – рекомендуют нам Эстонию, но взгляд картина на ее экономическую историю заставит задуматься любого».

Оказывается, на прошлой неделе журналист Telegraph Фрейзер Нельсон, опираясь на публикации The Wall Street Journal, пропел осанну экономике Эстонии, восхваляя успешное сокращение расходов, «низкие и плоские» налоги, быстрое развитие – 8,4% в год и т.п. (Мы-то с вами знаем, что в Wall Street Journal статьи про Эстонию пишет наш человек, британцам в этом разбираться недосуг).

Пирс говорит про пропорциональный налог, который, по его словам, был в моде в 2005 году и, казалось, распространялся по Восточной Европе быстрее, чем Красная Армия рвалась к Берлину. Даже Джордж Осборн (канцлер Казначейства, т.е. министр финансов) заигрывал на сей счет. Это продолжалось до выборов в Германии, когда Герхард Шредер по этому вопросу не разгромил Ангелу Меркель. (Германия, как известно и сегодня, при Меркель, продолжает вводить у себя прогрессивный подоходный налог).

«Эстония, – пишет далее Пирс, – милая страна. Ее люди жизнерадостны и динамичны. Ее правительство открыто и прозрачно, много инвестирует в инновации. Как и другие страны Северной Европы, она все время проводила жесткую фискальную политику. Это все хорошо».

И добавляет много ложек дегтя, говоря о том, что во время финансового кризиса, ВВП Эстонии резко упал: на 5% в 2008 году и на 13,9% в 2009-м. Безработица взлетела почти до 17%, что является одним из самых высоких показателей в ЕС. Она и сейчас очень высока, – указывает автор, – более 13%.

При таком сокращении ВВП, при такой безработице и низкой стоимости рабочей силы логично было бы ожидать быстрого восстановления, – но даже сейчас, когда Эстония пытается выехать на растущем экспорте, в основном за счет социал-демократических соседей, инфляция остается высокой, потребительские расходы низкими, а ВВП вернулся на уровень ниже, чем до 2008 года. Частично, отмечает аналитик, из-за введения евро.

Ник Пирс поэтому недоумевает, отчего Эстонию пытаются ставить в пример, и предлагает задуматься.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх