Поток пожертвований партиям шел в ногу с принятием законов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Татьяна Муравьева
Татьяна Муравьева Фото: Marina Pushkar

По словам бизнесмена Олари Таала, существуют люди, спонсировавшие партии лишь потому, что им это было выгодно.

Postimees изучил несколько потоков сделанных партиям пожертвований и сопоставил их с принятыми в Рийгикогу законами. В отношении Закона об азартных играх, Программы развития энергетического хозяйства и Закона о рынке электроэнергии можно обнаружить удивительные совпадения.

История с законом о налоге на азартные игры
Социал-демократы вообще-то ведут очень скромную жизнь, однако в апреле 2009 года в эту партию также пошел небывалый поток пожертвований. Всего за три дня, с 20 по 22 апреля, семь партий пожертвовали ей в общей сложности 110 000 крон. К ним следует добавить еще 25 000 крон: 7 апреля Йорген Сийл внес 15 000 крон, положив начало коллективным пожертвованиям, а 12 апреля 10 000 крон перевел СДП тогдашний генеральный секретарь Рандел Лянтс.

Вообще-то наши предприниматели, придерживающиеся в основном правых взглядов, любят за спиной поносить социал-демократов, однако на сей раз тогда еще входивший в коалицию в качестве министра финансов Ивари Падар представил Рийгикогу законопроект, который пришелся по душе, по крайней мере, коммерсантам занимающимся игорным бизнесом.

Тогда же, 22 апреля, то есть в последний день наплыва пожертвований, Рийгикогу принял Закон о налоге на азартные игры, который вызвал в Рийгикогу немалые страсти.

Находясь в правительстве, соцдемы не смогли добиться введения ступенчатого подоходного налога, но данным законом они установили в Эстонии ступенчатый налог на казино. Закон на дистанционные азартные игры установил пятипроцентную ставку налога.

Накануне последнего голосования случилось что-то еще, в связи с чем центристка Кадри Симсон (согласно стенограмме) заявила: «Мы во фракции Центристской партии не поняли, почему введена такая налоговая льгота для дистанционных азартных игр /…/. Фракция Центристской партии внесла предложение повысить налог на дистанционные азартные игры с предложенного министерством пятипроцентного уровня до 18 процентов, поскольку эта налоговая льгота, по нашему мнению, не оправдана».

Центристская партия от голосования отказалась
«Коалиция это предложение не поддержала, в качестве обоснования был приведен аргумент, что организаторам азартных игр, вероятно, было бы очень трудно столько платить и это, вероятно, уничтожило бы конкурентоспособность в данной отрасли.

Но что же случилось? Вместо того, чтобы увеличить налог с пяти до 18 процентов, комиссия решила снизить этот налог еще почти в четыре раза. Если до сих пор выплаты производились с суммы сделанных ставок, то теперь был совершен переход на налогообложение суммы нетто: от поступившей в виде ставок суммы вычитается сумма, выплачиваемая в виде выигрышей», — пояснила Симсон.

Центристская партия заявила, что Эстония не должна превращаться в рай для дистанционных азартных игр и отказалась от заключительного голосования по законопроекту.

Состоявший в коалиции вместе с социал-демократами реформист Юрген Лиги действительно еще во втором чтении законопроекта признался, что финансовая комиссия получила упомянутую Симсон идею относительно принципа налогообложения от заинтересованных групп. «Интерес к этому закону проявили Эстонский олимпийский комитет, Союз организаторов азартных игр Эстонии и Eesti Loto, — сообщил Лиги. — Финансовая комиссия приняла отсюда несколько идей».

Закон приняли, но история не закончилась
Айн Сеппик (как и другие центристы) не скрывал своей иронии в отношении этого законопроекта еще в первом чтении: «Как известно, входящая в коалицию Партия реформ являлась яростным борцом против дифференциации налога с оборота и утверждала, что все должны платить по максимальной ставке.

Сейчас они, конечно, подозрительно молчат, вводится очередная дифференциация налога с оборота. Скажите мне, это что, особый интерес коалиции или особый интерес какой-то коалиционной партии, чтобы ввести такую дифференциацию налога с оборота?»

Закон был принят, но история на этом не закончилась. Менее чем два года спустя «зеленые» выступили с идеей изменить закон. «В отношении дистанционных азартных игр создается положение, когда все ставки облагаются налогом в 20 процентов вместо того, чтобы обложить налогом оставшуюся после выплат выигрышей часть пятипроцентной ставкой», — пояснил Марек Старндберг.

К этому времени социал-демократы из правительства уже ушли, а министром финансов стал реформист Лиги. Партия реформ пустила программу «зеленых» ко дну, заявив, что такая поправка к закону увеличила бы налоговую нагрузку организаторов дистанционных азартных игр в 400 раз.

В это же самое время «зеленые» утверждали, что налоговая нагрузка у организаторов дистанционных азартных игр в 15-20 раз ниже, чем у всех остальных.

Следует добавить, что центристы в ходе этих обсуждений в Рийгикогу хранили молчание точно так же, как отмалчивались «зеленые» во время принятия закона.

Законопроект «зеленых» был принят к обсуждению в Рийгикогу 9 ноября 2010 года. Связь может показаться искусственной, тем более что в декабре 2010 года Рийгикогу обсуждал законопроекты, которые волновали и другие заинтересованные группы.

Во всяком случае на Партию реформ в декабре вновь полилось необычно много денег от так называемых дежурных жертвователей — Татьяна Муравьева дала 14 декабря 50 000 крон, а Меэлис Мялберг 20 декабря 100 000 крон.

Их соратник Лаури Луйк, получивший во время нынешнего скандала большую известность своими многочисленными пожертвованиями, 23 декабря 2010 года добавил со своей стороны еще 10 000 крон. Да и покинувший активную политическую жизнь Меэлис Атонен до конца года еще дважды отстегивал по 50 000 крон, хотя в его случае речь шла уже о коммерсанте.

Программа развития и Закон об электрорынке
Поток крупных пожертвований в Партии реформ — совершенно особое явление. Весной 2009 года Рийгикогу обсуждал государственную программу развития энергетического хозяйства, а зимой 2010 года — поправки к Закону об элекрорынке. Первое послужило основанием для второго. И программу развития, и поправку к закону представлял Рийгикогу министр экономики Юхан Партс (IRL).

Больше всего ими были довольны потребители эстонского сланца и производители ветрогенераторов.

Максимальные объемы производства ветроэнергии в программе были заметно увеличены по сравнению с первоначальными планами, а потребители сланца получили уверения в том, что они и в дальнейшем смогут пользоваться дешевым сланцем.

Центристы уже во время обсуждения программы развития интересовались тем, почему первоначальные 600 МВт ко времени обсуждения в Рийгикогу увеличились до 900 МВт. К этому времени в концерн Eesti Energia представили несколько ходатайств о создании новых ветропарков на 4400 МВт, и у ветроэнергетиков появилась настоятельная необходимость включить свои планы в государственную программу развития.

В отличие от члена IRL и министра экономики Партса, который всегда поддерживал сланцевую электроэнергию Eesti Energia, Партия реформ относилась к ветроэнергетике покровительственно.

Сейчас Партс продолжает выяснять отношения на эту тему с министром окружающей среды, реформисткой Кейт Пентус, кроме того, он желает уменьшить размеры гигантских субсидий, которые выплачиваются ветроэнергетикам.

Как противостоящие поправкам к Закону об электрорынке «зеленые», так и представители Министерства экономики ссылались тогда в Рийгикогу на уверения ученых, что в такой мере использовать ветропотенциал в Эстонии нельзя, поскольку для обеспечения равномерной подачи энергии в сеть при использовании ветроэнергии требуются аккумулирующие станции, которые обходятся очень дорого.

А платить за это удовольствие придется налогоплательщикам.
Реформист Урмас Клаас заметил на это, что в экономической комиссии серьезных дискуссий по этому вопросу не было.

На самом деле в электрохозяйстве так много заинтересованных групп, что смотревшему протоколы заседаний Рийгикогу журналисту трудно было догадаться, кто из них скрыто поддерживал реформистов, если поддерживал вообще — то ли добывающие сланец, то ли владельцы тепло- и электростанций, то ли ветроэнергетики.

Ясно одно: во время обсуждения в Рийгикогу этих двух важных документов поток пожертвований имел место. Нельзя не отметить, что речь идет об очень чувствительной теме, и у заинтересованных групп нет ни малейшего желания попасть в зубы прессе в качестве добровольных спонсоров партий.

Энергетика стала вотчиной избранных
В отличие от Программы развития энергетического хозяйства, в отношении реализующей ее поправки к закону Партия реформ зимой 2010 года заняла четкую позицию, так что поддерживаемая Юханом Партсом фирма Eesti Energia осталась, скорее, в роли бедной сиротки.

Так, например, не нашла поддержки идея дотирования использования щепы при производстве электроэнергии Еesti Energia, что серьезно разозлило Партса.

Это даже позволило центристу Айвару Рийсалу с радостью констатировать, что этот законопроект нагнетает страсти и споры идут даже между партиями правительственной коалиции.

Член Партии зеленых Марек Страндберг, постоянно критиковавший тогда поправку к закону и программу развития энергохозяйства, сейчас рассказывает, что вся фракция «зеленых» видела, что им не удалось провести ни одного существенного изменения.

Весной 2009 года социал-демократы покинули ряды правительственной коалиции. Реформисты и IRL остались в парламенте в меньшинстве, что попытались использовать «зеленые», чтобы учитывали и их мнение.

«Один из принципиальных вопросов состоял в существенном увеличении налога на добываемый сланец, который был неразумно мал, — рассказал Марек Страндберг. — Мы хотели значительно увеличить плату за ресурсы, но после обсуждения (в Рийгикогу) от этого ничего не осталось». В Рийгикогу возобладало мнение, что повышать плату за использование сланца не надо.

«Но Партия реформ вместе с Центристской партией провела поправку к закону, которая позволила владельцу Kiviõli keemiatööstus — фирме T.R. Tamme Auto — получить право разрабатывать миллионы тонн сланца, хотя согласно поправке к Закону об электрорынке, им было бы в этом отказано», — рассказал он, добавив, что в кулуарах шла активная работа, но внимание общественности было умело направлено в другую сторону.
Что касается ветроэнергетики, то сейчас Марек Страндберг признает, что весь этот бизнес превратился в вотчину очень немногих фирм.

Партия реформ
15 июня 2009 года Рийгикогу принял государственную программу развития энергетического хозяйства до 2020 года. Первое чтение законопроекта прошло 6 мая. Примеры наиболее крупных пожертвований Партии реформ в период с 4 мая по 2 июня (в кронах).
4.05    Лаури Луйк6300
13.05    Лаури Луйк25 000
13.05    Меэлис Мялберг50 000
13.05    Калев Лилло20 000
15.05    Лаури Луйк5 000
17.05    Мати Райдма15 000
18.05    Вяйно Линде50 000
19.05    Мати Райдма15 000
19.05    Taтьяна Муравьева (на фото)30 000
22.05    Урмас Клаас30 000
26.05    Лаури Луйк20 000
28.05    Пеэп Ару50 000
1.06    Меэлис Мялберг50 000
2.06    Tынис Кыйв30 000
Итого    396 300

Партия реформ
28 января 2010 года Рийгикогу приняла поправку к Закону о рынке электроэнергии. Примеры наиболее крупных пожертвований Партии реформ в период с 9 по 27 февраля (в кронах).

9.02    Kристен Михал    30 000
9.02    Калев Лилло    15 000
10.02    Aрто Aaс    10 000
11.02    Райн Розиманнус    10 000
12.02    Aнника Aррас    28 000
13.02    Maргус Хансон    5000
14.02    Калев Лилло    15 000
16.02    Лаури Луйк (на фото)    20 000
17.02    Сильвер Мейкар    20 000
23.02    Лаури Луйк10 000
26.02    Райн Розиманнус10 000
27.02    Юри Kууск10 000
Итого    183 000
Кроме того, реформисты пожертвовали своей партии в марте 465 000 крон и апреле 340 000 крон. За три месяца было сделано крупных пожертвований почти на миллион крон. 

СДПЭ
22 апреля 2009 года Рийгикогу принял Закон об азартных играх, который представил парламенту министр финансов, социал-демократ Ивари Падар. Крупные пожертвования Социал-демократической партии Эстонии в период с 7 по 22 апреля (в кронах).

7.04    Йорген Сийл    15 000
12.04    Рандель Лянтс    10 000
20.04    Яан Kлоостер    5000
20.04    Катрин Сакс    25 000
21.04    Kaльви Kыва    10 000
21.04    Юри Тамм    25 000
22.04    Катрин Сакс (на фото)
        10 000
22.04    Ярно Лаур    25 000
22.04    Раннар Васильев    10 000
Итого        135 000

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх