Битва безумных железяк в пустыне

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Полем битвы в новых «Трансформерах» становится Египетская пустыня со всеми своими историческими памятниками.
Полем битвы в новых «Трансформерах» становится Египетская пустыня со всеми своими историческими памятниками. Фото: Кадр из фильма

Персонаж романа Василия Аксенова «Любовь к электричеству» считал, что в России нельзя вводить автомобили: увидев коляску, которая движется без лошади, обыватель решит, что можно жить без начальства.




Добрые трансформеры-автоботы в мирном состоянии — те же автомобили, которые могут ездить и без водителя. Очевидно, поэтому Майкл Бэй, снимая «Трансформеры: Месть падших», решил, что можно обойтись без сценария.



Нет, конечно, в титрах авторы сценария значатся. Но роль их сведена к минимуму. Как во многих голливудских фильмах-экшн: драматургия — их ахиллесова пята. Как известно, Гильдия сценаристов объявляла забастовку. Судя по ряду картин, эта забастовка длится перманентно.



А оно им надо?

Сиквелы делаются именно по такому принципу. В новых «Трансформерах» количество железных монст­ров, которые с грохотом крушат друг друга и все вокруг, выросло почти в четыре раза, а спецэффекты — то есть драки хороших автоботов с плохими десептиконами — по официальному хронометражу, длятся 51 минуту из 147.



Если в первой картине все происходило достаточно камерно, в провинциальном американском городке, то теперь задействованы Шанхай, остров Диего Гарсия и Египетская пустыня с пирамидами и прочими памятниками архитектуры.



Сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы США в союзе с автоботами спасают мир от десептиконов, которые стремятся одновременно и к мировому господству, и к тому, чтобы загасить солнце. Совершенно не задаваясь вопросом: а оно им надо?



Тень Джорджа Лукаса

Разумеется, тень Джорджа Лукаса витает над всем этим невразумительным, но захватывающим зрелищем. Наряду с железными монст­рами-героями здесь, как и в «Звездных войнах», есть монстры-комики. Розовый (как танк в «Обитаемом острове») автобот — фургончик для мороженого и драчливые близнецы.



Есть и сентиментальный монстр — желтый друг главного героя Сэма Бамблби (в русских субтитрах — Шерши).


Десептиконы же все как на подбор. На лицо ужасные — и внутри тоже! Правда, побоища между трансформерами сняты так, что все мельтешит перед глазами и неясно, кто есть кто! Но это, в конце концов, зрителю не так уж важно. Он упивается самой битвой.



Получается, что так. Уж больно много всего наворочено, и за исключением статистов, играющих каменнолицых и стойких американских солдат, никто из актеров особенно не отличается.



История с матрицей, оживляющей трансформеров, обломок которой оказался в руках у Сэма, изложена довольно невнятно. Совершенно ясно, что она — только предлог развернуть душераздирающие картины разрушений.



Майкл Бэй свалил в одну кучу множество жанров: тут тебе и экшн, и «романтическая комедия для юношест­ва» (т.е. подробнос­ти полового созревания некоторого количества недотеп), и казарменный юмор, и легкие неприличности как таковые (например, попытки крошечного той-терьера овладеть флегматичной мопсихой).


Родители Сэма — еще большие идиоты, чем в первых «Трансформерах».



Сам Сэм в исполнении Шайи ЛаБефа как раз очень даже не плох. На протяжении картины он мужает, из неук­люжего подростка превращается в юного героя, вполне достойного в финальном кадре поцелуя в диафрагму с неотразимой Меган Фокс. Ее героиня Микаэла еще красивее и соблазнительнее, чем была в первом фильме — а больше от этой девушки ничего и не требуется!



Он нас за детей держит

Из живых персонажей фильма самый убедительный — отставной спецагент Симмондс (Джон Туртурро). Его затравленный взгляд и невразумительные, но темпераментные монологи подошли бы для того, чтобы сыграть человека интеллигентной профессии, которого только что, согласно нашему новому закону о трудовом договоре, оглоушили известием, что он уволен со дня и с нищенским выходным пособием. Хотя американцам, как и жителям любой цивилизованной страны, с таким отношением сталкиваться в общем-то не приходится.



Если первые «Трансформеры» были абсолютно невинными, их можно было смотреть, начиная со старшего дошкольного возраста, то нынешние из-за вложенных в них фривольностей не рекомендованы детям моложе 12 лет. Но для того, чтобы получить полное удовольствие от такой картины, надо быть подростком!



Однажды Сергею Михалкову на банкете в Кремле Сталин предложил провозгласить первый тост. Автор тогдашнего и всех последующих гимнов сказал: «Я пью за наших советских детей!». Члены политбюро удивились: первый тост всегда пили за Сталина. Великий вождь усмехнулся в усы и сказал: «Таварыш Михалков — дэтский писатэл! Он нас всех дэтми считает!». Майкл Бэй, кажется, тоже.



Фильм


«Трансформеры: Месть


падших» / Transformers:


Revenge of the Fallen


США, 2009


Экшн, фэнтези


Режиссер: Майкл Бэй


Авторы сценария: Эрен Крюгер, Роберто Орси, Алекс Куртцман


Оператор: Бен Сересин


В ролях: Шайя ЛаБеф, Меган Фокс, Джош Дюамель, Тайриз Гибсон, Джон Туртурро, Рамон Родригез и др.

Комментарии
Copy
Наверх