Психолог: Эстония переживает переходный возраст

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дмитрий Листопад
Дмитрий Листопад Фото: TOOMAS HUIK/PM/SCANPIX BALTICS

Контролируемая злость является топливом для движения вперед и достижения поставленных целей, говорят психологи, работающие с людьми, пострадавшими от глобального кризиса. Если общество захочет, оно сможет объединиться и без помощи общего врага.

«Почему люди стали такими злыми?» – задаются вопросом многие, сталкиваясь с хамством в магазине, дома, на популярных сайтах. «Возможно, что это защитная реакция. Когда человек ставит себе цели, но при их достижении наталкивается на какие-то барьеры, то возникает, говоря научным языком, состояние фрустрации, то есть переживание невозможности достичь цели. Одним из компонентов этого состояния является агрессия, которая требует выхода. Если уже существует объект ненависти или неприязни («враг»), то агрессия привычно направляется на этот объект. Поскольку в нынешней кризисной ситуации «невозможностей» стало больше, то и поводов для выплеска агрессии стало больше, и это проявляется явно, чем при стабильно текущей жизни», – говорит известный психолог Дмитрий Листопад.

Около года назад он выступил с идеей оказывать бесплатную психологическую помощь людям в период экономического кризиса. Инициативу поддержали 40 его коллег, которые разработали и стали реализовывать эту Программу психологической поддержки. Кризис приносит не только экономические проблемы, но и обостряет внутриличностные и межличностные конфликты, разрешить которые с помощью специалиста можно более эффективно. К каким выводам пришел психолог, работая с кризисными ситуациями, он согласился рассказать читателям «ДД».

Нужен козел отпущения

По словам Листопада, в агрессии на самом деле нет ничего плохого, поскольку злость, направленная в конструктивное русло, способна стать топливом для движения вперед. Накопившись, агрессия выбирает одно из трех направлений: вовнутрь – и тогда человек впадает в депрессию, начинает болеть, наружу – в худшем случае человек способен крушить и ломать все вокруг; а в более мягкой форме ворчит по любому поводу; а может быть сублимирована – направлена на созидание.

«Агрессия может быть осознаваемой или неосознаваемой. Осознанная агрессия легче поддается контролю, поскольку человек в состоянии найти причину, по которой он не может сделать то, чего хочет. Неосознанная злость гораздо опаснее, поскольку практически не поддается контролю, и человек всегда будет искать объект, на который можно ее излить, то есть козла отпущения», – пояснил психолог.

Измученные кризисом люди выбрали себе объекты для выплеска ненависти: мы можем – по отдельности – толкнуть стоящего впереди нас, потому что он хочет пройти вне очереди; нахамить соседу, который ставит свой «пепелац» под нашими окнами. А вместе – ругать Ансипа, Сависаара (ненужное зачеркнуть). Объект, на который однажды с успехом удалось выплеснуть злость, могут начать использовать для выпуска пара постоянно.

Именно для этого нужен образ врага. Таким образом, достигаются как минимум две цели. Во-первых, всегда понятно, кто виноват в том, что нам плохо. Во-вторых, наличие общего врага усиливает внутригрупповую сплоченность, а это дает возможность всей группе чувствовать себя сильнее. Как бы цинично это ни звучало, сближению двух общин – русской и эстонской – может способствовать одинаково понимаемая внешняя угроза, например, природные катаклизмы, вторжение инопланетян и т.д.

Психолог уверен, что в 2007 году власти знали о приближающемся кризисе и должны были как-то отвлечь внимание населения. Предложить им врага, на которого можно было бы выплескивать накапливаемый негатив.

«Приведу в пример человека. Взросление происходит в три этапа. На первом этапе ребенок полностью зависит от родителей, они для него главное, важное, самое нужное. А агрессию можно направить, к примеру, на шапку – колючая, не хочу ее надевать. На втором этапе у ребенка возникает ощущение независимости, он приемлет тусовки, друзей и не воспринимает родителей, которые в чем-то ограничивают, чего-то требуют, во всем мешают. И на третьем этапе человек вдруг понимает: да, у них, родителей, конечно, куча недостатков, но, по сути, они нормальные ребята», – пояснил психолог стадии, которые проходят не только отдельные личности, но и общество в целом. Он уверен, что Эстония сегодня находится на той стадии развития, когда неудержимо хочется критиковать всех и вся, особенно тех, кто старше и опытнее. Выйдем ли мы на третий этап развития и как скоро это произойдет, пока сказать сложно.

Могут ли общины сблизиться без поисков общего врага? Могут, отвечает Листопад. Но это путь более трудный и затратный. Для этого нужна общественная дискуссия, в которой будут приветствоваться все точки зрения.


О том, что сегодня происходит с конкретными людьми и обществом в целом, Листопад может судить и по своей работе в Службе кризисной психологической помощи, и по результатам работы Программы психологической поддержки населения в период экономического кризиса. С октября прошлого года 40 психологов начали оказывать бесплатную психологическую помощь и уже около года на общественных началах трудятся в свободное от основной работы время. И хотя рекламы было мало, люди находят номер телефона, приходят и получают квалифицированную помощь.

С какими проблемами идут? «Вечные вопросы – проблемы отцов и детей, много обращений по вопросам супружеских взаимоотношений, личностного роста, часто обращаются 30-35-летние люди с экзистенциальными проблемами: смысл жизни, утрата ценностей, потеря жизненной перспективы. Раньше подобные проблемы возникали у людей после 40 лет, но сегодня эти вопросы волнуют более молодых. Конечно, в любом случае, путь от проблемы до ее разрешения человек проходит сам, но, работая с психологом, можно сделать этот путь менее травматичным и более коротким», – сказал Листопад.

Обратиться за бесплатной помощью к психологам можно по номеру 504 4183.

Звонки принимаются по рабочим дням с 12.00 до 18.00.

Попасть на прием можно в Таллинне, Нарве, Силламяэ, Тарту, Тапа.

Наверх