Ильвес: для малых государств международное право имеет особое значение

BNS
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоомас Хендрик Ильвес.
Тоомас Хендрик Ильвес. Фото: RAIGO PAJULA/AFP

Для малых государств международное право имеет особое значение, и поэтому для Эстонии жизненно важно с помощью союзников восстановить мир, в котором можно надеяться на действие правил и договоренностей, отметил в пятницу в своей публичной лекции, прочитанной в актовом зале Тартуского университета, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.

Как заявил президент, завершающийся год стал годом круглых дат, напоминающих как о хорошем, так и о плохом: исполнилось 25 лет со дня падения Берлинской стены, первых в коммунистическом мире демократических выборов в Польше, со дня бархатной революции в Чехословакии и со дня организации Балтийской цепи.

«Однако не меньшее значение имеет и то, что в августе исполнилось 20 лет со дня окончательного ухода с территории нашего государства российских войск. Сейчас мы видим, что в государствах, откуда тогда не ушли российские войска, они остаются до сегодняшнего дня. В Молдавии, Грузии, Армении и, конечно, на Украине», – сказал президент.

По словам президента, преждевременно было считать и верить, что первые полудемократические выборы в коммунистическом мире станут поворотным пунктом необратимого вступления на путь свободы.

«В течение последних девяти месяцев мы слишком часто слышали о том, что время либеральной демократии прошло. Особенно беспокоит, что слышим мы это не только от наших восточных соседей. Такая точка зрения находит сторонников и в странах Европы», – сказал президент, подтвердив, что Европа сегодня не является единой и свободной.

«K сожалению, в течение последнего года возвратились явления 20-го столетия, место которым давно должно было бы быть на свалке истории», – отметил Ильвес.

«В этом году мы вновь увидели, впервые в истории Европы с 1945 года, аннексию территории и насильственный сдвиг границ. И хотя [Фрэнсис] Фукуяма считал иначе, мы видим обратный результат и в идеологической борьбе», – сказал президент.

По словам Ильвеса, место коммунизма в противостоянии либеральной демократии занял новый ультраконсервативный национализм.

«Иначе говоря, налицо сегодняшняя версия определения царем Николаем Первым триады русского самосознания – это православие, народность и автократия, то есть самодержавие», – сказал президент, констатировав, что эта идеология для демократии опаснее коммунистической.

Президент отметил также, что не удалось уберечься и от реанимирования подлинного фашизма, на что указывают антилиберальные выступления не только в России, но и в Западной Европе.

Ильвес сказал, что на выборах в Европарламент ультраправые партии были кое-где даже популярнее проевропейских, ксенофобские партии сейчас поддерживают своими акциями Кремль.

По словам Ильвеса, демократические государства до сих пор не смогли ответить на вопрос, что делать с государствами, не принадлежащими к числу демократических и правовых. Сегодня мы находимся на совершенно новом ландшафте безопасности – это не новая холодная война, поскольку холодная война подразумевает наличие определенных договоренностей, а теперь вернулись времена, когда договоры не действуют и складывается ситуация «войны всех против всех».

Президент считает, что нынешний украинский кризис касается не только Восточной Европы и не является региональным. «Тут вопрос в России, отношениях России с Западом и западными ценностями свободного общества», – сказал Ильвес.

«Разумеется, мы не можем отступать в защите наших ценностей: военная готовность для защиты государства – это элементарно, хотя отвечая жестокостью на жестокость, мы сами просто стали бы такими же. Лучшая защита – придерживаться наших ценностей, в которые мы верим», – сказал Ильвес.

Комментарии
Copy
Наверх