Критик Путина Билл Браудер: Эстония не сделала ничего для расследования отмывания денег

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президент России Владимир Путин жмет руку Сергею Ролдугину, которого считают теневым лицом прокрутки денег близкого окружения российского президента.
Президент России Владимир Путин жмет руку Сергею Ролдугину, которого считают теневым лицом прокрутки денег близкого окружения российского президента. Фото: Ivan Sekretarev/AFP/SCANPIX

Скандал с отмыванием денег, затронувший банкинг Эстонии и, прежде всего, эстонский филиал Danske Bank, продолжает греметь. Сначала было известно, что через Эстонию отмыли 1,8 миллиарда евро черных денег, пришедших из Молдавии. После оказалось, что более 2,1 миллиарда евро пришли из Азербайджана. В мае бюро данных по отмыванию денег Центральной криминальной полиции подтвердило, что через финансовую систему Эстонии прошли 13 миллиардов евро черных денег, пишет Postimees.

По словам Билла Браудера, Государственная прокуратура Эстонии и Центральная криминальная полиция расследовали отмывание прошедших через страну черных денег с закрытыми глазами.
По словам Билла Браудера, Государственная прокуратура Эстонии и Центральная криминальная полиция расследовали отмывание прошедших через страну черных денег с закрытыми глазами. Фото: Vallo Kruuser

На фоне всего этого у многих возникает вопрос, а чьи это деньги? По данным датской газеты Berlingske, с ними был связан двоюродный брат президента России Игорь Путин и российские службы безопасности. А по данным Postimees, и несколько предприятий оружейной промышленности стран восточного направления, в числе других и «Рособоронэкспорт», который отвечает за российский оружейный экспорт. Договор об оружии был заключен и с Северной Кореей.

Последнее исследование Панамских документов доказало, что в Danske отмывал деньги и близкий друг Владимира Путина, виолончелист Сергей Ролдугин, которого считают подставным лицом в обороте денег близкого круга российского президента.

В этом свете эстонские следственные органы получили большое количество информации и возбудили уголовное дело, но безрезультатно. Поэтому в отношении нашей Государственной прокуратуры и Центральной криминальной полиции крайне критически настроен один из самых крупных российских инвесторов ближайшего прошлого Билл Браудер, нанятый которым адвокат Сергей Магнитский умер в тюрьме в 2009 году.

Разгромная оценка

По словам Браудера, летом прошлого года Государственная прокуратура Эстонии прекратила расследование, не добившись никакого результата. «Появившаяся два дня назад информация была им уже известна к тому времени, когда они решили прекратить следствие», - сказал Браудер вчера Postimees.

Браудер через суд пытался оспорить прекращение следствия, но безуспешно: «Они использовали технические нюансы законов, чтобы не расследовать это дело до конца». Он по-прежнему ходатайствует о возбуждении уголовного дела.

По словам Браудера, он передал в прокуратуру информацию о том, что среди получателей денег были Ролдугин и семья Ликсутовых. Максим Ликсутов из Локса и Татьяна Ликсутова из Йыхви прежде входили и в число богатейших людей Эстонии.

Ликсутов был в списках до 2013 года, когда он отказался от гражданства Эстонии. В это время он уже занимал пост вице-мэра Москвы по вопросам транспорта. Журнал Forbes в 2011 году оценил его имущество в 500 миллионов долларов. Насколько это известно, Ликсутова по-прежнему большую часть времени проводит в Эстонии.

Поскольку Ликсутовы и Ролдугин хорошо знакомы общественности, оценку Браудер следственным органам дал разгромную: «Эстонский филиал Danske Bank был связан с самым крупным в Европе скандалом об отмывании денег, но следственные органы ничего не сделали, чтобы это остановить. Они были сначала успешны в сборе информации, но ужасны в действиях».

По словам руководителя пресс-службы Государственной прокуратуры Харри Тууля, для предъявления обвинения в отмывании денег должно был доказано предшествовавшее преступление: «Расследование совершенного много времени назад за границей и иностранцем предшествовавшего преступления, когда подозревающееся юридическое лицо уже прекратило свою деятельность, с юридической точки зрения крайне сложно для любой страны и может зайти в тупик».

Однако прокуратура не сложила оружие в расследовании отмывания денег: «Прокуратура заверяет, что в сотрудничестве с полицией держит отмывание денег под жестким контролем, и в случае выявления обстоятельств преступления, следственные органы и прокуратура обязаны возбудить уголовное дело», - добавил Тууль.

Бюро данных по отмыванию денег Центральной криминальной полиции отказалось вчера ответить на обвинения Браудера.

Россия не сотрудничает

Вероятнее всего, следственные органы стали осторожнее в реакции после случая Антона Гери и его окружения. По оценке Государственной прокуратуры, Гери отмыл через Эстонию 100 миллионов евро, что по сравнению с деньгами, прошедшими через Danske, - сущие копейки. Но тогда это расследование считали жемчужиной в короне прокуратуры.

А оказалось иначе. В 2013 году прокуратура направила обвинение в суд. Харьюский уездный суд рассматривал дело девять месяцев и в итоге всех оправдал. Прокуратура не смогла доказать, что прокручивались деньги, полученные преступным путем, поэтому предшествующее преступление не нашло подтверждений.

Тогда прокурор Свен-Христо Эвестус пытался убедить суд, что он не может доказать криминальное происхождение денег, поскольку Россия не идет на сотрудничество. Он не добился правды ни в окружном суде, ни в государственном, чем и был создан прецедент.

В какой-то степени это похоже на расследование дела Danske, в котором российские следственные органы не проявили особой активности в сотрудничестве с эстонцами. Если учесть, что со схемой отмывания денег связана верхушка власти, нет смысла долго искать причины такой пассивности.

Кто такой Билл Браудер?

Один из основателей инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Билл Браудер – бывший работодатель умершего во время заключения в России юриста Сергея Магнитского. Он был одним из крупнейших инвесторов в России до 2005 года, когда ему запретили въезд в страну. Теперь он руководит кампанией по разоблачению коррупции и наказанию российских чиновников, которых он обвиняет в смерти Магнитсткого в 2009 году.

Браудер проводит лоббирование, чтобы западные страны принимали и расширяли закон Магнитского, согласно которому против российских чиновников вводятся санкции. Браудер подчеркивает, что западные страны должны выяснить, что стало с деньгами, вывезенными из России после развала Советского Союза.

«Если вы возьмете российских олигархов, вы возьмете деньги Путина. Тогда вы сможете поставить ему мат. В США это начали делать», - сказал Браудер.

Тверской суд Москвы заочно приговорил Браудера к девяти годам лишения свободы за организацию банкротства и уклонение от выплаты 3,3 миллиарда рублей в виде налогов. Браудер считает обвинения безосновательными.

Кто такой Сергей Ролдугин?

Сергей Ролдугин - один из лучших друзей российского президента. Известный виолончелист также является крестным отцом дочери главы президента Марии. При помощи документов, просочившихся из панамского адвокатского бюро Mossack Fonseca, удалось доказать его связь как минимум с пятью офшорными фирмами (Sonnette Overseas, International Media Overseas, Sunbarn, Raytar, Sandalwood Continental Ltd). Согласно Панамским документам, через пять фирм за несколько лет прошли миллиарды.

При посредничестве этих фирм у Ролдугина в России имелось несколько бизнесов, ценность которых достигала десятков миллионов евро. Там его представляли швейцарские юристы, которые работают на банк «Россия». С банком, созданным начале 1990-х в Петербурге, связывают и коммерческие интересы Владимира Путина. Ролдугину принадлежат 3,9 процента активов этого банка, которые он никогда не приобрел бы на свои официальные доходы. РМ

Комментарии
Copy
Наверх