Министр образования Аавиксоо обещает учителям повышение зарплат

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яак Аавиксоо
Яак Аавиксоо Фото: Лийс Трейманн

Министр образования и науки Яак Аавиксоо желает, чтобы все эстонские студенты подольше поучились бы за рубежом.

Осень для вас была довольно спокойной — учителя бастовали весной, повышение зарплат им обещали, но на прошлой неделе ситуация омрачилась ложкой дегтя в бочке меда в лице Художественной академии. Что происходит, почему совет академии почти выразил вотум недоверия ректору?

Я не хотел бы комментировать внутреннюю жизнь автономного правово-общественного лица. Университеты сложные организации, внутри них всегда есть напряжение. Если дела идут не самым лучшим образом, напряжение нарастает. Они сами должны справиться со своими проблемами.

Наверняка одной из причин недовольства стало отсутствие собственного здания академии и то, что студенты разбросаны по городу. Когда же будет построено здание Художественной академии?

Здание Художественной академии должно появиться и оно появится, но, вероятно, это произойдет уже в новом периоде финансирования из европейских фондов. Сейчас пока сделана пауза. Государство готово поддержать строительство Художественной академии. Как воспользуются этой возможностью и какие примут решения, уже дело самой академии. Министру не приходилось заниматься ни одним университетом так много, как делами Художественной академии.

Общий бюджет министерства в следующем году, скорее всего, уменьшится, но учителя получат прибавку к зарплате. За счет чего? Думаю, если все цифры, по которым мы достигли договоренности, будут прописаны в бюджете, то размер бюджета министерства будет больше, чем в этом году. Например, там появились студенческие пособия по потребностям, которые будут выплачиваться с 1 сентября следующего года.

Сфера профобразования получит дополнительно шесть миллионов евро на развитие учебных программ, а свыше четырех миллионов евро пойдет на подготовку программы инвестиций в сеть общеобразовательных школ. В 2014 году начнется новый период финансирования, и мы хотели бы, чтобы уже с 1 января мы были готовы использовать эти деньги. На этот раз нам понадобилось почти два года на разгон и теперь мы спешим. IT-академия получит примерно миллион евро, чтобы заполнить пробел в этой сфере. Кроме того, 7,5 миллиона евро пойдут на зарплаты учителям.

Кажется, что после весенней забастовки наступил мирный период и все довольны тем, что вы предложили. Каким будет повышение зарплат педагогов по состоянию на данный момент?

Прежде всего, я не думаю, что должны быть довольны. Мы предприняли всего лишь первые шаги, в том числе и относительно зарплат. Без сомнений, ожидания и надежды были больше. С точки зрения министерства, положение учителей должно быть существенно лучше, чем сегодня, и значительно лучше, чем оно будет в 2013 году. Но повышение зарплат будет.

Если до обсуждения бюджета минимальная зарплата педагога составляла 700 евро, а средняя — на 20 процентов выше минимальной, то сейчас эта сумма составляет 715 евро плюс 20 процентов, то есть средняя — не менее 860 евро. Следовало бы сказать и об изменениях в Законе об основной школе и гимназии, которые сейчас находятся на согласовании. Если эти изменения будут одобрены, то, думаю, с 1 сентября следующего года зарплата учителей повысится еще.

Отдельный вопрос связан с тем, что в некоторых местных самоуправлениях зарплаты учителей уже сейчас значительно выше, чем у других жителей. И если зарплаты вырастут еще, то в небольших самоуправлениях это вызовет напряженность. Разница в уровне доходов в маленьких самоуправлениях и в Таллинне иногда бывает двукратной, в том числе и у учителей.

Если в Таллинне зарплаты педагогов средние, то у части самоуправлений, где на первом месте стоят зарплаты педагогов, они сильно отличаются от остальных. Внесено предложение, чтобы местные самоуправления имели право направлять часть средств, предназначенных на зарплату учителям, и на другие цели. При обсуждении бюджета в Рийгикогу этот вопрос, очевидно, будет рассматриваться.

А на какие цели?

Совершенно очевидно, что в образование. При этом зарплата учителей была бы несколько ниже, но зато выделенные из бюджета средства по решению местного собрания можно было бы частично использовать на другие цели.

Нынешнее повышение зарплат действительно стало возможным за счет внутренних резервов, как об этом вы говорили весной?

В самых общих чертах наполовину. Часть денег уже имелась в секторе образования, их мы направляем на зарплаты учителям, и дополнительные 7,5 млн евро, т.е. 5%, получат муниципальные школы. Всего это составит свыше 15 млн, т.е. более 10% дополнительных денег.

Как же удалось в итоге сэкономить?

Экономия стала возможной прежде всего за счет пересмотра системы повышения квалификации учителей и финансирования через другие источники, а также направленности резервов на зарплаты.

Курсы повышения квалификации учителей сохранятся?

Разумеется, они никуда не исчезнут, но каналы финансирования будут другими. Пока не достигнуто окончательного соглашения в том, что касается инвестиций. Школы получили инвестиционных средств в объеме чуть более 10 миллионов евро в год, но получат еще и дополнительные деньги в рамках государственной инвестиционной программы, будь то программа KOIT или деньги от продажи квот CO2, и эта сумма почти в 10 раз больше.

Считаем, что эти небольшие деньги нецелесообразно использовать на ремонт школьных зданий. Стараемся достичь более эффективного использования средств, эти небольшие деньги направили бы на зарплаты учителей. Третьим источником стал резерв: каждый год в резерве оставались деньги и их распределяли на проектной основе.

Если однажды осуществится упорядочение школьной сети, могут появиться дополнительные деньги?

Это уже третий шаг. Это потребует времени. На упорядочение школьной сети уйдет много лет. Представляю себе, что наибольшая часть процесса реорганизации могла бы завершиться к 2020 году.

К настоящему времени министерство уже имеет представление о том, как должна выглядеть сеть школ?

Нет такой карты, на которой была бы какая-то школа зачеркнута или возле которой стоял бы восклицательный знак. Это будет происходить в сотрудничестве с местными самоуправлениями, впереди еще очень много обсуждений.

Мы все понимаем, что нельзя мерить всех одной меркой, всегда надо посмотреть, какие нужны исключения. Самый яркий пример — Хийумаа, где должна сохраниться возможность получения гимназического образования. Говорят, например, о Причудье, где есть несколько гимназий, но многие из них не имеют перспективы на выживание, а совсем без них тоже нельзя.

Кроме того, мы должны обсудить, насколько мы умеем и способны организовать сотрудничество между профессиональными училищами и гимназиями. Центральным вопросом о гимназиях является то, способны ли гимназии обеспечить детям возможность выбора, чтобы они действительно могли предложить три направления учебы.

Очень много молодежи не способно войти на рынок труда, причем большая ее часть учится либо в профессиональном учебном заведении, либо в университете. Есть у вас рецепт, как организовать систему образования так, чтобы изученное в учебных заведениях помогало им жить?

Чудо-лекарств не бывает. От так называемой структурной безработицы страдают многие государства — известно, какие специалисты нужны, в каких сферах перепроизводство, а также то, что очень большое число людей вообще не имеет квалификации. Тут имеется три направления развития.

Одно из них то, что в Эстонии потихоньку начинают взвешенно относиться к своей карьере. Начинает пропадать эйфория в части возможностей быстрого обогащения или успеха, будто если обучишься тому или этому, то сразу все будет замечательно.

Какую бы специальность человек ни выбрал, везде можно неплохо заработать и сделать карьеру. Все мы знаем, что очень хороший строитель является весьма востребованным специалистом и зарабатывает не хуже, чем посредственный юрист.

Второе направление — консультирование. Профориентационное консультирование, особенно в конце школы, у нас проводится сравнительно скромно. Часто и родители не могут помочь, и получается, что друзья и возможности веселой студенческой жизни влияют на абитуриентов больше, чем перспективы рынка труда.

В-третьих, у нас сформировалось понятие, что имеются легкие и сложные для освоения специальности. Я не уверен, что тяжелые специальности нужно упрощать, но зато легкие можно и следует сделать более серьезными.

Когда родившиеся в годы низкой рождаемости дети начнут поступать в университеты, может оказаться, что бесплатных учебных мест даже больше, чем выпускников средних школ. Возможность попасть в университет есть почти у каждого, не так ли?

Это вопрос качества, требования у нас низковаты. Мы хотим, чтобы университеты знали, что потраченная на улучшение качества энергия себя лучше оправдает в финансовом смысле, чем привлечение неизвестно каких студентов под свою крышу.

Как измерить это качество?

Договор о результатах и означает, что требуется зафиксировать требования к качеству, которые ждут от университетов. Мы, безусловно, хотим увязать финансирование с приемным порогом.
Чем выше порог при приеме в университет, тем больше могла бы быть и поддержка со стороны государства. Это заставит университеты поднять свои требования.

Можно предположить, что число студентов в будущем возрастет.

Сейчас у нас 70 000 студентов. Ежегодно заканчивает обучение примерно 11 000. Следовательно, на получение одного диплома в среднем требуется семь лет.
Это примерно в два раза больше, чем могло бы быть. Думаю, что реформа высшего образования будет способствовать тому, что к учебе будут относиться серьезнее и начнут быстрее получать дипломы.

Какова более дальняя, перспективная цель университетской реформы?

В отношении университетов это международная конкурентоспособность наших выпускников, что крайне важно для нашего государства.

Просто мы немного закрыты. Каковы должны быть наши умения и знания, чтобы пробиться в мире? Мы должны быть способны предлагать свои услуги и товары вне Эстонии, видеть в качестве вызовов те проблемы, что сейчас стоят перед всей Европой, а то и перед всем миром.

Учитывая, что высшее образование многоступенчатое — бакалавриат, магистратура, докторантура — было бы  очень хорошо, если бы одна из них была пройдена вне Эстонии. Отсюда придут связи — известно, что сеть общения создается в основном в студенческие годы.

3 мысли

•    На упорядочение школьной сети уйдет много лет. Представляю себе, что наибольшая часть процесса реорганизации могла бы завершиться к 2020 году.

•    Центральным вопросом о гимназиях является то, способны ли гимназии обеспечить детям возможность выбора.

•    Везде можно неплохо заработать и сделать карьеру. Очень хороший строитель является весьма востребованным специалистом и зарабатывает не хуже, чем посредственный юрист.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх