Спад экономики может продлиться до конца года

Тынис Оя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

 В I квартале этого года валовой внутренний продукт снизился на 1,9 процента, и   не исключено, что экономический спад продлится до конца года.

То, что в I квартале наша экономика пережила спад, не стало особым сюрпризом. Postimees писал о вероятности подобного сценария еще в начале марта. Из специалистов экономический спад в I квартале прогнозировала только экономист банка SEB Рута Арумяэ. Другие макроаналитики полагали, что внутреннее потребление компенсирует сокращение экспорта, отмеченное в последнем квартале прошлого года и в начале года нынешнего.

Несколько неожиданным был масштаб экономического спада – 1,9%. Последний раз наша экономика переживала спад в конце периода кризиса, то есть в I квартале 2010 года.

На состоявшемся две недели назад при участии ведущих аналитиков Эстонии круг­лом столе Союза банков аналитик LHV Хейдо Витсур отметил, что составить сейчас точный прогноз невозможно.

«До 2008 года минус два процента проходили спокойно, и все были довольны», – напомнил Витсур. Нынешние минус два процента все же настолько отличаются от положительного роста экономики, что аналитики могли бы заранее это спрогнозировать – ведь экспорт снижался уже три квартала подряд, и спад был не маленький.

По оценкам аналитиков, причинами экономического спада стали ослабление внешней экономической среды, сокращение инвестиций и теп­лая зима.

Неприятный сюрприз

«Экономический рост оказался слабее, чем обещал опуб­ликованный в декабре прогноз Банка Эстонии, поскольку ситуация на внешних рынках развивалась не столь благоприятно, как ожидалось. К тому же свою роль в замедлении экономического роста в

I квартале сыграли такие крат­ковременные и единичные факторы, как более теп­лая, чем обычно, погода, ударившая по производству энергии, а также сокращение инвестиций в управленческий сектор», – заявил экономист центробанка Каспар Оя.

«Снижение валового внут­реннего продукта в I квартале нынешнего года можно было предвидеть, поскольку на протяжении всего прошлого квартала в сфере экономики преобладали негативные тенденции. Однако столь значительный спад все же стал неприятным сюрпризом», – сказал в понедельник BNS Витсур.

«В качестве утешения можно лишь констатировать, что какая-то часть этого спада, по своей сути, не повлияла негативно на экономику в целом или же на функционирование домохозяйств. Речь идет о менее значительных, чем обычно, расходах на энергию из-за теплой зимы», – пояснил он.

Однако прогноз Арумяэ, предложенный ею как на круг­лом столе, так и в понедельничных комментариях, кардинально отличался от других точек зрения. По словам Арумяэ, восстановления внешнего спроса в нынешнем году ожидать не стоит.

«Хорошо, если едва заметное восстановление наметится в следующем году», – прог­нозирует аналитик. Арумяэ предрекает на этот год рост экономики в полпроцента, но предупреждает, что этот результат достижим при самом положительном раскладе, если во втором полугодии внешний спрос восстановится. «Очень вероятно, что весь год завершится в минусе», – подтвердила она BNS.

Аналитики других банков гораздо более оптимистичны в своих прогнозах.

Оптимистичный прогноз

Главный экономист Swed­bank Тыну Мертсина ожидает в этом году рост экономики в пределах 1,8%. «Согласно нашим прогнозам, в нынешнем году экспорт будет расти теми же темпами, что и в прошлом году, примерно составив 2%, так что экономический рост должен понемногу восстановиться», – считает Мертсина.

«Хотя экономика Финляндии должна к концу года выйти из периода спада, внутренний спрос у наших северных соседей пока будет оставаться слабым. Внешний спрос в целом свидетельствует об улучшении, что должно стимулировать экспортные возможности предприятий», – добавил он.

По оценкам Swedbank, внут­риэкономический спрос в I квартале был достаточно высоким. «Согласно нашей оценке, в I квартале продолжался быстрый рост реальных зарплат, который поддерживал частное потребление, что, в свою очередь, стимулировало рост розничной торговли. Рост инвестиций в предприятия наблюдается в очень немногих сферах, и называть его масштабным скорее всего не приходится. С точки зрения более низкой сравнительной базы минувшего года рост инвестиций в I квартале этого года, по предварительным оценкам, оставался умеренным», – комментирует ситуацию банк.

Главный экономист банка Nordea Тыну Пальм неоднократно говорил, что банк верит в восстановление рос­та глобального спроса. Экономика Соединенных Штатов постепенно восстанавливается, да и Европа начинает преодолевать кризис.

«Мы ожидаем поэтапного восстановления внешнего спроса в зоне евро ближе к концу этого года. Экономику других Балтийских стран также замедляет более скромный объем экспорта и инвестиций. В ближайшей перспективе фактором риска для экономики остается российско-украинский кризис, который отодвигает сроки восстановления», – сказал Пальм агентству BNS.

Производство электроэнергии сократилось

Теплая зима привела к снижению в Эстонии как производства, так и потребления электроэнергии.

По данным Elering, по сравнению с прошлым годом в январе производство элект­роэнергии сократилось на 20%, в феврале – на 19% и в марте – на 21%. Потребление электроэнергии упало в январе на один процент, в феврале – на два, а в марте – на 11%. В январе Elering объяснила снижение производства электроэнергии ростом импорта и уменьшением экспорта элект­роэнергии. В феврале экспорт также сокращался. В марте в связи с повышением температуры воздуха отмечалось значительное снижение потребления энергии. По данным синоптиков, средняя температура воздуха в марте была на 8,4 градуса выше, чем в тот же период прошлого года.

Активное поступление налогов

За первые три месяца этого года налогов поступило на сумму почти в 1,3 млрд евро, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Подоходного налога в I квартале поступило около 101 млн евро, что на 15% больше, чем было в 2013 году. 19 млн евро из этой суммы составил подоходный налог с физических лиц, примерно 82 млн евро – подоходный налог с юридических лиц.

Квартальные поступления налога с оборота составили 402 млн евро, то есть на 7% больше, чем годом ранее. Акцизы поступили в объеме 190,5 млн евро. Акциз на алкоголь составил от этой суммы 50 млн, акциз на табачные изделия – 38 млн, а акциз на топливо – 92,5 млн евро. Объем поступления акцизов превысил прошлогодний уровень на 5,4%.

Рост внутреннего потребления

Внутреннее потребление, то есть объем розничных продаж вырос в январе по сравнению с периодом годичной давности на 7%, в феврале – на 3%, а в марте – на 5%.

В январе продажи выросли во всех отраслях, в феврале и марте некоторое сокращение продаж отмечалось в специализированных магазинах, где преобладают промышленные товары.

В продуктовых магазинах продажи выросли в январе на 5%, в феврале – на 4%, а в марте – на 2%. В конце апреля Министерство экономики и коммуникаций отметило, что в последние месяцы в розничной торговле Эстонии рост в три-четыре раза превышал соответствующий средний показатель по Евросоюзу, в последующие месяцы также ожидается развитие данной тенденции.

Строительный сектор реагирует медленно

По словам председателя правления Nordecon Яано Винка, в строительной сфере проекты, дошедшие до стадии или договоров, или уже готовых рабочих чертежей, в ответ на новость о замедлении экономического роста в I квартале, вероятно, останавливать уже не станут.

«Отсюда проистекает пресловутая замедленная по сравнению со многими другими секторами реакция строительного сектора на изменения в макроэкономике. Если инвесторы в долгосрочной перспективе настроены преимущественно оптимистично, очень заметного влияния на строительный сектор экономический спад, продолжающийся несколько кварталов, иметь не будет», – полагает Винк. «Что сов­сем не означает, что у строительных предприятий то, что сейчас происходит в экономике, не вызывает озабоченности», – подчеркнул он.

Почти незаметное повышение цен

В январе месячный рост цен составил 0,4%, а за этот же период год назад цены повысились на 1,1%. Инфляция снизилась в результате постепенного сглаживания последствий прошлогоднего открытия рынка электроэнергии.

Инфляция снижалась с лета прошлого года, а в январе достигла самого низкого уровня за последние годы.

В феврале за месяц цены выросли на 0,1%, а в феврале прошлого года уровень инфляции ограничился показателем в 0,6%. На нынешнюю февральскую инфляцию оказало влияние и обусловленное более теп­лой погодой сокращение жилищных расходов.

В марте месячное удорожание составило 0,3%, а в годовом сравнении уровень инфляции ограничился отметкой в 0,2%. Замедлению темпов инфляции способствовало снижение цен на электричество. С начала года тенденция к удорожанию стала ослабевать как в Эстонии, так и по всей зоне евро, поэтому уровень инфляции за год значительно снизился.

Железнодорожные перевозки сократились

Объем грузоперевозок через инфраструктуру Eesti Raudtee в I квартале 2014 года составил 6,15 млн тонн, что на 17,3% меньше, чем было годом ранее.

В I квартале перевозки нефти и нефтепродуктов осуществлялись в объеме 3,79 млн тонн, и за год было отмечено его сокращение на 26,5%. Удобрений было перевезено 0,8 млн тонн, объем здесь вырос на 30%. Объем перевозок горючего сланца снизился за первые три месяца года почти на 20%, составив в совокупности 0,75 млн тонн. Объем перевозок химичес­кой продукции составил 0,26 млн тонн, и этот показатель остался на прошлогоднем уровне.

Транзит составил от перевозимых в Эстонии грузов 77,4%, или 4,76 млн тонн. За год объем транзитных перевозок сократился на 18,6%. В секторе местных грузоперевозок было перевезено 0,87 млн тонн, и объем перевозок сократился почти на 20%. Импортные перевозки составили в целом 0,35 млн тонн и выросли на 2,6%, экспортные перевозки составили 0,17 млн тонн и их объем вырос на 2,2%. Объем контейнерных перевозок увеличился по сравнению с прош­лым годом на 20,7%.

Дефицит товарообмена

В I квартале нынешнего года товарный экспорт снизился на 8%, а импорт – на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Дефицит товарообмена составил в I квартале 362 млн евро, в 2013 году этот показатель был 262 млн евро.

Среди целевых стран для экспорта в марте на первом месте находилась Швеция (17%), далее шли Финляндия (15%) и Россия (11%). В Швецию экспортировалось преимущественно электрооборудование, а также древесина и изделия из древесины, в Финляндию – электрооборудование и всевозможная промышленная продукция (в т.ч. мебель и сборные строения), в Россию поставлялась механическая техника.

Больше всего продукции импортировалось из Финляндии (15%), Германии и Швеции (по 11%). Из Финляндии импортировались преимущественно минеральные продукты (в т.ч. моторное топливо) и элект­рооборудование, из Германии – механическое оборудование и транспортные средства, из Швеции – элект­рооборудование и транспортные средства.

Рост цен на недвижимость

По данным Банка Эстонии, в I квартале медианная цена квадратного метра жилой площади выросла более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество сделок за этот же период увеличилось на 13%. Исполнительный директор Союза фирм недвижимости Эстонии Тынис Рюйтель заявил, что рынок недвижимости Эстонии не находится на пути к новому буму. «Вероятно, кредитоспособный спрос также будет этому препятствовать. Может вырасти и Euribor», – пояснил он.

«Рынки Таллинна и Тарту, являющиеся локомотивами удорожания на рынке недвижимости, в I квартале росли, теперь рост замедлился. Во II квартале мы непременно увидим возврат цен в реальные рамки. Это, несомненно, приведет к определенному росту числа сделок, и в целом сектор недвижимости в 2014 году будет идти в ногу с остальной экономикой», – прогнозирует руководитель группы жилых площадей фирмы недвижимости 1Partner Михкель Ойдерма.

Спад в российской экономике

Российской экономике предрекали мрачные перспективы еще до начала кризиса на Украине. На минувшей неделе Организация экономического сотрудничества и развития (OЭСР) скорректировала прогноз роста экономики России в сторону понижения до уровня -0,5%, что означает более чем в четыре раза больший спад, чем давал прежний прогноз. Ранее OЭСР предрекала России экономический рост в 2,3%. Неделей ранее Международный валютный фонд предположил, что рост российской экономики соста­-вит 0,2%.

Согласно данным министерства экономики России, экономика страны в I квартале упала на 0,5%, и, по оценке министерства финансов, снижение роста продолжается и в текущем квартале. В III квартале экономические перспективы во многом будут зависеть от развития событий на Украине.

Спад в экономике Финляндии

Несколько недель назад в Эстонии выступал главный экономист банка Nordea в Финляндии Аки Кангасхарью. В его речи ощущалась обеспокоенность по поводу затянувшегося у северных соседей экономического спада – на сегодняшний день спад продолжается уже семь кварталов. Речь идет о самом продолжительном спаде за последние 150 лет. Для выхода на докризисный уровень, по его словам, потребуется от восьми до десяти лет.

Проблемы экономики Финляндии имеют структурный характер. Nokia уже не является первоосновой финской экономики, и потенциал экономического роста наших северных соседей уменьшился.

Финский экспорт и инвестиции обвалились, а биржевые предприятия посылают все новые и новые тревожные сигналы по части прибыли. Европейская Комиссия предрекает Финляндии на этот год рост экономики 0,2%, а на следующий год 1,0%. Среди стран зоны евро более низкий рост прогнозируется только для Кипра.

Комментарий

Айвар Рейнап

заместитель главного редактора Postimees

В начале года в Эстонии произошел экономический спад. Если говорить совсем упрощенно, спад – это меньше продукции и меньше доходов, а значит, проб­лемы­ для предпринимателей. Если у предприятий снижается доход от продаж, это может закончиться ликвидацией рабочих мест и сокращениями.

С другой стороны, в начале этого года повышения цен почти не было. Цена на электро­энергию упала, из-за теп­лой зимы потребление электричества и тепла было меньше, то есть потребитель выиграл. По данным Минфина, за год зарплаты выросли примерно на восемь процентов, то есть увеличившиеся доходы на фоне более доступных цен позволяют потреблять больше.

Время экономической неуверенности и вероятная угроза потери работы вынуждают откладывать крупные траты до лучших времен и стимулируют делать сбережения. Объем вкладов за год вырос на десять процентов, при этом остаток по кредитам остается на уровне периода годичной давности. Инвестировать никто не решается, скорее люди делают запасы на черный день.

Не самое лучшее положение в экономике нашего крупнейшего экономического партнера – Финляндии уже сказывается и на нас. Нестабильная политическая ситуация за нашей восточной границей, вызвавшая продвижение в наш регион американских солдат, тоже сказывается как на предпринимателях, так и на потребителях. Стоит ли удивляться, что российский транзитный поток в таких условиях преимущественно сокращается, а экспортные возможности могут пойти на убыль.

В общем, период неопределенности продолжается. Но ведь кризисы уже лет пять как закаляют наши предприятия и народ. Активные и предприимчивые люди способны повернуть подобную ситуацию в свою пользу, ведь в хорошие времена продержаться на плаву в состоянии все, и только время нестабильности отделяет зерна от плевел. При наличии работы потребителям не стоит волноваться. Хороших работников не увольняют даже во времена кризиса, ведь в силу сокращающегося рынка труда найти новых сотрудников совсем непросто.

Комментарии
Copy
Наверх