В глубинке Вильяндимаа

Сигрид Коореп
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Чтобы увидеть обнажение песчаных пород в Пайсту, напоминающее вход в преисподнюю, необходимо преодолеть пешком по лесной дороге около километра. Добравшись до этих мест, стоит дать волю своему любопытству.
Чтобы увидеть обнажение песчаных пород в Пайсту, напоминающее вход в преисподнюю, необходимо преодолеть пешком по лесной дороге около километра. Добравшись до этих мест, стоит дать волю своему любопытству. Фото: Сигрид Коореп

Рыжий котяра прошмыгнул через видавший виды забор. За ним в заросшем травой саду стоит желтый дом с облупившейся краской, на окне которого красуется наклейка охранной фирмы «Под охраной», хотя чего можно опасаться в таком спокойном месте! Это – городок Мыйзакюла, который его жители считают позабытой жемчужиной Вильяндимаа.

Мыйзакюла возник на болотистой местности мыйзы Абья, откуда в 1895 году была начата прокладка узкоколейки Пярну-Валга. Железная дорога стала привлекать людей в городок, однако после того, как он потерял важность с точки зрения инфраструктуры, жизнь в городке начала постепенно угасать.

«Городок Мыйзакюла с его музеем, церковью и близостью к латвийской границе – это одна из жемчужин здешних краев, – считает заведующая музеем Мыйзакюла Ану Лаарманн. – Рядом с нами находится и самая северная точка Латвии, которую олицетворяет гранитная скульптура «Белые ночи».

Лаарманн рассказывает, что ее установили 6 августа 1999 года к 80-летию Латвийской Республики. «Советую всем посетителям музея, имеющим при себе документы, там побывать, ведь это примерно в километре от Мыйзакюла», – говорит она.

Восход в тумане

Хотя мыйзакюласцев по последним данным насчитывается всего 860 человек, в их распоряжении целых четыре храма – церковь ЭЕЛЦ, новоапостольская церковь, церковь пятидесятников и православный храм. Здание последнего хотя и остается в целости и сохранности, однако прихода не имеет.

Лаарманн слышала, что в скором времени будет приведена в порядок горевшая в 1983 году лютеранская церковь, построенная в 1934 году по проекту Алара Котла.

«В полдень оттуда доносится колокольный звон, а еще в церкви теперь есть орган, – сообщает она. – Если заранее предупредить музей, который договорится с хранителем церкви, посетители музея смогут побывать и в церкви».

Когда я стала расспрашивать в муниципалитете Вильяндимаа о тамошних «забытых жемчужинах», моя попытка услышать про Мыйзакюла не увенчалась успехом. Все здешние жемчужины вроде бы достаточно хорошо известны не только местным жителям, но и туристам. Волостной старейшина Вильянди Эне Саар вспомнил и о местной жительнице Ану Рауд, и о кольцевой конюшне Хеймтали. Посоветовавшись, Саар решил, что в волости Вильянди, видимо, позабыта древняя лощина Пайсту, а также Синиаллику вместе с тамошним городищем. Безусловно, край Вильяндимаа богат чудесными природными пейзажами.

Древнюю лощину Каркси тоже никак не назовешь забытой жемчужиной, поскольку там пролегает шоссе Валга-

Уулу и проезжающие там прекрасно знают извилистую дорогу в лощине – чудесная игра красок, создаваемая лучами солнца, редко остается кем не замеченной.

Запланируйте поездку через Каркси-Нуйя на раннее утро, на время восхода солнца, когда туман придает пейзажу мистический вид. Тогда, оказавшись в лощине между озер, вам может показаться, что вы давно уже не видели ничего столь прекрасного.

Как вход в преисподнюю

Обнажение песчаных пород в Пайсту или Лооду напоминает вход в преисподнюю.

Чтобы добраться до древней лощины Пайсту, необходимо пре­одолеть по лесной дороге около километра. Обнажение песчаника здесь наглядно свидетельствует о том, что природа не терпит, чтобы на нее наносились какие-то надписи. С годами уклон приобрел совершенно иной вид, поскольку значительная часть прежнего склона вместе с нацарапанными на нем датами и именами обрушилась.

Вместо того, чтобы выцарапывать свое имя, лучше просто разуться и пойти, ступая по струящейся холодной воде, посмотреть, какой прекрасный вид открывается в образовавшихся пещерах. Проникнуть в них, кстати, наклонившись, довольно легко.

А оказавшись в Вильяндимаа, стоит свернуть в сторону с главного шоссе, присматриваясь к вывескам и давая волю любопытству, – так можно совершить примечательное путешествие в историю общепита.

В волостном центре Халлисте имеется столовая – построенное несколько десятилететий назад самое обыкновенное здание из силикатного кирпича с большими стеклянными витринами. Это обычная столовая, которая была здесь и несколько десятков лет назад. Оплата в этой столовой взимается исключительно наличными – терминала для расчета по банковским карточкам здесь нет, зато есть конторские счеты. В летнюю пору за день тут питается немногим более сотни людей.

Дровяную плиту для приготовления пищи приходится растапливать ранним утром – повара уверены, что приготовленная на такой плите еда получается более вкусной. Вкус у карбоната там действительно совсем не такой, каким получается на электроплите.

Поколесив по Вильяндимаа по тамошним окольным проселочным дорогам, разумеется, стоит заглянуть и в сам Вильянди. Когда-то там на озере трудился лодочник, получивший известность благодаря популярной эстонской песне, правда, сегодня про этого лодочника уже не так часто вспоминают.

На берегу озера приходится констатировать, что вместо лодочника там обосновался работник проката лодок. Он с удовольствием вручает весла всем желающим, предупреждая при этом, что не надо трогать крепления, которые покрыты солидолом. Ставишь весла и садишься спиной в направлении движения. Повернув нос лодки в сторону города, можно разглядывать стоящие на холме между деревьев разноцветные деревянные дома и современные каменные строения.

На их фоне особенно контрастно смотрятся многовековые развалины вильяндиского городища, в стенах которого можно обнаружить таинственный «отпечаток лапы». Говорят, что если дотронуться до этого отпечатка, все твои желания исполнятся!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх