Не русское это дело?

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Söesauna talu – настоящий природный рай.
Söesauna talu – настоящий природный рай. Фото: эйнар Муони

Туристический хутор – абсолютно эстонский бизнес. На портале turismiweb.ee зарегистрировано 294 туристических хутора, но только двумя из них владеют люди, говорящие по-русски.

Один находится в Пярнумаа,  называется Sanga-Тõnise talu, а чаще попросту «русский хутор», о нем пишут много, давно и с удовольствием, причем эстонские СМИ в несколько раз чаще, чем русские. Другой  – Söesaunatalu – недалеко от Таллинна, в Харьюском уезде.

Жизнь как роман

Хозяйка хутора Людмила Рейго – квалифицированная медицинская сестра с огромным стажем. Двадцать лет она проработала в реанимации, работу свою любя до самозабвения. «Главным подарком для меня было, когда пациент открывал глаза», – вспоминает Людмила.

Мы едем в ее машине на хутор, в волость Ания, что находится примерно на одинаковом расстоянии и от Козе, и от Кехра. Тема разговора то и дело меняется, переходит с воспоминаний на сегодняшние проблемы, потом опять уводит в прошлое. Я не перебиваю Людмилу – пусть выскажется, ведь многое накипело, наболело. Тем более что событий в ее жизни хватит, пожалуй, на сценарий многосерийного фильма.

Она была в команде медиков из Эстонской ССР, помогавшей спасать раненых после Спитакского землетрясения 1988 года. «Тогда развалины  будто стонали и разговаривали, раненых были тысячи». Затем перестройка, потом отделение от Союза, потом вал сокращений, под который попала и Людмила. Лишившись любимой работы, с тяжелым стрессом она справлялась с помощью психологов и прикладного искусства: начала лечить сама себя, изготавливая войлочные шапки со смешными звериными мордашками, которые пользовались спросом у туристов в Старом городе. Между прочим, художественным валянием она занимается до сих пор, даже участвует в выставках.

Видя, как мучается Люда от невостребованности, муж предложил сменить город на деревню, и вот, продав мустамяэскую квартиру, они купили старый хутор в деревне Ветла.

Еще работая в больнице, Людмила мечтала помогать не только тяжело больным, но и вообще пожилым и немощным людям. Так родилась идея построить на своем участке реабилитационный центр, в котором могли бы жить престарелые и пожилые люди, перенесшие тяжелые операции или болезни. В нем можно было бы находиться и как в дневном стационаре: гулять, дышать воздухом, рукодельничать...

И опять удар судьбы: умер муж. Его друзья, зная о невоплощенной мечте Людмилы, помогли с кредитом и началом строительства. Так около старого хуторского дома стал расти новый. Но опять возникли проблемы: разразился экономический кризис, стройка остановилась. Нужно было возвращать банковский кредит, и Людмила, семь лет отдавшая благоустройству нового жилья и строительству центра, решила вернуться в медицину, несмотря на то, что пришлось сдавать экзамены, чтобы подтвердить былую квалификацию.

Сейчас Людмила Рейго работает по специальности в Козе, в туберкулезном отделении Северо-Эстонской региональной больницы. Дом, в котором планировалось разместить реабилитационный центр, пока не достроен. Но вокруг старого хуторского дома раскинулось резное деревянное царство.

Хуторской Кулибин

Рубленые домики с затейливыми террасами, а в домиках удобные спальные места с чистейшим постельным бельем и санузлы по евростандарту. Солнечные батареи и водяной насос. «Наши коммунальные услуги!» – смеется Людмила. На территории – причудливые указатели, деревянные изображения зверей и сказочных обитателей леса, мостики через пруд, просто бани и бани-бочки (Не зря хутор в переводе с эстонского называется хутором «угольной бани» – прим. В.К.), прочие замысловатые строения, вроде вросшей в землю от якобы старости и крытой дерном избушки, где умещается большой банкетный зал с камином, бар и современная кухня – все это дело рук Александра.

А дело было так: ясно, что женщине содержать в порядке старый хутор одной не под силу, и Люда стала искать помощника по хозяйству. Так в ее жизни появился Александр – бывший моряк, механик, столяр, плотник, каменщик... В общем, человек с золотыми руками. «Дерево для него – как пластилин, он может делать всё», –  с гордостью говорит Людмила, которая в лице Александра обрела не только помощника-ремонтника, но и спутника жизни.

Вот так они вдвоем и управляются со своим большим хозяйством, в котором и куры, и лошади, и рыба в пруду, огород и сад. Добавим сюда собственно туристический хутор, где постоянно ведется строительство, благоустройство и уборка, а также обслуживание туристов и отдыхающих. «Только одно дело закончишь, другое нужно начинать», – вздыхает Людмила. Бывает и обидно. Как-то заехал на хутор мэр одного небольшого городка, увидел Александра в рабочем комбинезоне и закричал: «Эй, работник, позови хозяина!» Но ходить по территории в смокинге нет возможности, а уж времени – и подавно.

У Александра столько идей, что хватило бы на целый полк предпринимателей от туризма. Вот, например, деревня мастеровых, с упором на русское народное зодчество, с мастерскими и мастер-классами. Проект поддержки не нашел. Затем хотели оживить героев знаменитой сказки Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», устроив на хуторе тематический детский парк. Тоже не вышло. «А собачку Лотте поддержали, и теперь это проект века», – сокрушается Александр.  

У него есть очередная идея, которая, если бы воплотилась в жизнь, могла бы стать туристическим хитом – резное деревянное Берендеево царство. «Говорят, в Эстонии не нужны эти славянские мотивы. А собственно, почему?» Можно создать и многофункциональный творческий центр, где могли бы приложить свои умения художники, музыканты, педагоги.

Помощи ждать неоткуда

Как и большинство учредителей некоммерческих объединений, Людмила и Александр «пишут проекты». Как и многие, обычно деньги под свои проекты они не получают. «Говорят, что у каждого чиновника, ведающего деньгами для поддержки MTÜ, есть свои любимцы, которым они и выделяют средства, – предполагают наши хуторяне. – Или наши русские имена вызывают негативную реакцию...»

Проблем у Людмилы и Александра много. Возьмем рекламу на трассе. Почти перед самым въездом на хутор стоит рекламный щит. Людмила хотела расположить на трассе еще один, подальше. «Официально дорожный департамент разрешает размещать рекламу не дальше, чем за 200 метров до объекта. Но я знаю, видела сама, что другие и за девять километров свои плакаты ставят. Это у меня сейчас зубы появились, и я могу спросить, почему так. А пять лет назад я получила отказ и молча ушла», – продолжает Людмила рассказывать о своих взаимоотношениях с чиновниками. В каждом эпизоде, которыми делятся хуторяне, сквозит обида и искреннее непонимание – почему они не получают финансовую поддержку, так необходимую им для развития своего туристического хутора.

Хутор-то в самом деле замечательный! Заповедные места – природный заказник Кырвемаа. Два гектара соснового леса, родники, пруд, рядом – знаменитое болото Какердая c туристической тропой, проложенной RMK (Центр управления государственными лесами). Не обошли хутор вниманием и киношники: здесь канал TV3 снимал некоторые серии популярного детективного сериала Kättemaksukontor – «Контора мести». Нет, нельзя сказать, что без дотаций или «проектных» денег Söesauna talu загибается или хиреет. Людмила и Александр работают не покладая рук, причем Люда не бросает медицину, потому что постоянная работа позволяет потихоньку гасить кредит.

«Туристический бизнес сам по себе выжить не может, – с сожалением говорит она. – Нужно заниматься еще чем-то: полеводством, скотоводством. Мое детство прошло в сибирской деревне, я могу доить корову, умею делать творог, сыр... Но у нас всего-навсего два гектара земли, и для этой деятельности в больших масштабах возможности нет. Нам нужен хороший специалист по маркетингу, человек, который возьмет на себя обязанность продавать наши услуги, раз помощи от государства не дождаться!»

Но хороший маркетолог стоит хороших денег, а на ту зарплату, которую могут платить такому специалисту наши хуторяне, согласится разве что студент, от которого толку не будет. Так что лучше никакого!

Видимо, финансовая ситуация в стране стала улучшаться, это заметно по тому, что гостей на хутор стало приезжать больше. «Люди понимают, что мы сюда всю душу вложили, а уезжая, сравнивают проведенные здесь сутки с целым отпуском. И эти слова – лучшая награда».

Но тревоги не оставляют Людмилу и Александра. Из-за жаркого лета пересохли родники, питающие пруд, и погибла рыба, которая в изобилии водилась. К их лесному раю примыкает другой участок леса, собственник которого, возможно, скоро выставит его на продажу. Если это произойдет и сделка состоится, то кто знает, каковы будут намерения нового хозяина. А вдруг он задумает вырубить свои угодья? «Представьте, если рядом со спальными домиками начнут лес корчевать?» – Александр вообще человек эмоциональный и уже заранее кипит праведным гневом. Вот так и живут.

«Главное – видеть цель и делать то, что нравится», – несмотря ни на что, не теряют оптимизма  Людмила и Александр.

Комментарии

Карина Лой,

руководитель отдела коммуникаций ЕAS

Большинство туристических хуторов расположены в южной и западной Эстонии и на островах, где живут преимущественно эстонцы. В Ида-Вирумаа и промышленных районах, где компактно проживает русскоговорящее население,  туристических хуторов меньше.

EAS поддерживает в основном маркетинговую деятельность туристических хуторов. Одним из результатов совместной деятельности являются веб-сайты www.puhkaeestis.ee и www.visitestonia.com, которые содержат информацию об отдыхе в Эстонии. Эти веб-сайты дают представление о различных регионах Эстонии и местных туристических достопримечательностях, в том числе и о туристических хуторах. EAS также регулярно организовывает для предприятий сферы туризма различные курсы и семинары. Например, о разработке новых  туристических продуктов, об эффективности природного туризма, о связи туризма и здравоохранения, об экоэнергетике и других темах.

Марге Раммо,

руководитель отдела охраны природы RMK

Уже в течение нескольких лет RMK предлагает всем заинтересованным предпринимателям и организациям заключить договор о сотрудничестве, согласно которому предприятие, занимающееся туризмом в сельской местности, обеспечивает желающим отдых, питание и ночлег на своей территории, находящейся  неподалеку от  природных объектов RMK.

С подробностями условий договора можно познакомиться, перейдя по ссылке http://www.rmk.ee/organisatsioon/tegevusvaldkonnad/loodushoid/hea-tava.

Наши договорные партнеры имеют возможность рекламировать свою деятельность на нашей домашней странице www.loodusegakoos.ee.

Кристо Юрманн,

член съемочной группы сериала Kättemaksukontor  на TV3

На хуторе Söesauna мы снимали две серии фильма. Место это действительно замечательное! Здесь здорово ночевать и париться в бане. Особенно хороши бани-бочки, которые делает хозяин. А каминный зал с крышей, покрытой дерном, может вместить огромную компанию.

Алексей Разин,

арт-директор Game clubi

Для меня Söesaunatalu – это не просто туристический хутор. Это пример целеустремленности и невероятной жизненной стойкости. Сейчас сложно представить, что когда-то здесь ничего не было. Людмила и Александр – не олигархи, как принято думать про владельцев подобных хуторов. Это настоящие трудяги, которые своими руками создали мир  Söesaunatalu буквально по крупицам: камешек к камешку, бревнышко к бревнышку. Чтобы поучиться этому трудолюбию, мы приезжаем сюда с друзьями поработать на свежем воздухе: перекрыть крышу, сложить дрова, посадить деревья. Работаем мы, а рядом с нами трудятся наши дети.  Такие выезды стали хорошей традицией и получили шуточное название «Трудотерапия». Для меня лично это отличная возможность приятно и с пользой провести время на свежем воздухе, а вечером попариться в баньке и, конечно, отведать Людиного борща!

Комментарии
Copy
Наверх