Эркки Коорт: Беженцев распределили. Что дальше?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эркки Коорт.
Эркки Коорт. Фото: Liis Treimann

Нынешние усилия Европейского союза, направленные на преодоление наплыва беженцев/иммигрантов, беспомощны. Видимо, единственной возможностью стабилизировать ситуацию в странах исхода мигрантов является военное вмешательство, пишет вице-канцлер МВД по вопросам политики внутренней безопасности Эркки Коорт.

В его два года назад Цецилия Мальмстрем (уполномоченный Еврокомиссии по внутренним делам – прим. ред.) предложила создать систему, позволяющую по всему миру ходатайствовать о предоставлении убежища через посольства стран-членов Евросоюза, а также в зарубежных представительствах ЕС. Речь могла бы идти о совершенно принципиальных изменениях, которые позволили бы ходатайствовать о предоставлении убежища без прибытия ходатайствующего лица в соответствующую страну.

Этот принцип получил активную поддержку, но, к счастью, нашлось и немало скептиков. Тогда к противникам отнеслись, как к ретроградам, которые не ценят единые европейские ценности. Сегодня таких дискуссий уже не слышно.

Следуя этим курсом, мы и пришли к нынешнему положению. На Ближнем Востоке и в Африке разразилась война и нестабильность, что и приводит в движение миллионы людей. Сейчас вопрос стоит о распределении 55 000 человек. Но что же дальше? Как быть, куда идти?.. Мы так и будем распределять этих людей по Европе? Неужели мы смиримся с тем, что границы Европы на юге не охраняются, и пограничное агентство прекратило свое существование? Агентство Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex было преобразовано в агентство по организации спасения на море.

Я действительно не понимаю, чем вообще может сейчас заниматься это расположенное в Варшаве агентство. Превращение пограничной службы в агентство спасения на море было стремительно развернуто в октябре 2013 года после трагических морских инцидентов в окрестностях Лампедузы и Мальты. Европейская комиссия была вынуждена отреагировать, выбора не было. Однако эти шаги лишь придали дополнительную решимость новым переселенцам.

В 2012 году по всем странам ЕС было подано 330 000 ходатайств о предоставлении убежища, 70 процентов из них касались пяти стран альянса: Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Великобритании. Согласно составленным прогнозам, в одной только Германии количество соискателей убежища приближается к 800 000, что в 11 раз превышает соответствующий показатель двухлетней давности.

Многие страны сами по себе и ЕС в целом пытаются инициировать кампании с целью продемонстрировать, что Евросоюз вовсе не является раем. Ранее подобные кампании в основном были безуспешными, иной раз они, наоборот, стимулировали миграцию.

В течение последних недель ситуация на Балканах стала катастрофической. Македония, Болгария и другие страны выдвинули к границам войска, однако, безрезультатно. Переселенцы все равно прорываются. И если раньше они пытались пересекать границу тайно, то теперь делают это более открыто, чем раньше.

Такие государства, как Македония и Сербия, уже смирились с тем, что они стали транзитными странами, и сейчас стараются как можно быстрее переправить беженцев через свои территории. Сербия держит курс на вступление в Евросоюз, и подобное поведение этой страны является тем самым фактором, который исключает ее вхождение в альянс. Но есть ли у нас моральное право осуждать Сербию? Мне кажется, что нет. Евросоюз сам переправляет людей морем.

Что же делать? Венгрия возводит на границе ограждение. Это может помочь только Венгрии, но никак не Евросоюзу в целом. Миг­рационные потоки найдут себе новое русло. Великобритания и Франция налаживают контроль над миграцией через подводный морской туннель. Честно признаем, что нынешняя деятельность в Евротуннеле подобна попытке защитить от огня сложенную из спичек фигурку животного в горящем доме.

Видимо, единственная возможность – это стабилизировать ситуацию в странах исхода миг­рантов. Ситуация в Сирии, Ливии, во многих других странах в ближайшее время сама по себе не улучшится. Без внешнего вмешательства люди будут и впредь убегать из своих стран, поскольку хотят мирной жизни.

Следует учесть, что в Африке и на Ближнем Востоке живут сотни миллионов человек, то есть их число превышает общее население ЕС. Каким именно будет вмешательство и какова будет степень этого вмешательства, необходимо решить в срочном порядке, поскольку сотни тысяч людей, если не миллионы, уже направились в сторону ЕС.

Внешнее вмешательство не всегда означает операцию, подобную тем, что осуществлялись в Ираке или Афганистане, однако, совершенно очевидно, что нет смысла бороться с нелегальной миграцией, не пытаясь решить проблему с ее причиной. К сожалению, преступный режим в Сирии или т.н. Исламское государство могут быть устранены лишь путем военного вмешательства.

Проблемы существуют и с теми странами, в которых вмешательство оказалось половинчатым, например с Ливией. Кажется совершенно невероятным, что в ближайшее время в самой Ливии будет сформировано функционирующее правительство, которое станет пресекать транзит и деятельность организованных преступных групп, которые переправляют людей через море на своих суденышках. Идущее с юга миграционное давление нарастает от страны к стране, и с ним уже не справляются даже вполне нормально функционирующие государства, такие, например, как Сербия.

Другая возможность – это массовое возвращение мигрантов на родину, к которому прибегла Испания в своих африканских анк­лавах Сеута и Мелилла. Этот шаг увенчался успехом, и наиболее сильный приток мигрантов остановился. Но это все же предполагает стабильность и сотрудничество со страной исхода мигрантов, в роли которой на сей раз оказалось Марокко. И здесь тоже предпосылкой остается достижение стабильности в стране исхода миграции.

Столкновения случаются и внутри мигрирующих культур, что предполагает более обширную подготовку государственных учреждений. Не стоит полагать, что наиболее значительная после Второй мировой войны миг­рация населения не приведет к повышению государственных расходов на обеспечение безопасности. В любом случае противодействие угрозам требует определенных усилий.

В конечном итоге следует ожидать, что вскоре ситуация еще более усугубится, и даже в том случае, если в обозримом будущем нам удастся уменьшить миграционные потоки, в ближайшее время они сохранятся в силу инерции. Поэтому необходимо действовать, и действовать быстро.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх