Бросай курить, иначе... (3)

Ольга Лебедева
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

В конце мая в силу вступил новый Закон о табаке, который предусматривает более строгие требования к маркировке табачных изделий. Теперь неотъемлемой частью пачек сигарет станут пугающие картинки, рассказывающие о страшных перспективах курильщиков. О том, насколько эффективны подобные меры, рассуждали наши эксперты.

Владислав Копылков, журналист:

– Не знаю никого, кто бросил курить из-за картинки на пачке, поэтому считаю, что это абсолютно неэффективно. Такие картинки лишь привлекают внимание к товару. Логика ребенка: если от курения может быть такое, то почему сигареты не запрещены? Эта мысль рано или поздно спровоцирует желание попробовать покурить. Гораздо эффективнее для предотвращения покупки сигарет «интересующимися» было бы обязать производителей печатать на однотонной пачке только название сигарет. Чем более уныло выглядит пачка, тем лучше, а все эти картинки-блестяшки лишь подогревают интерес.

Должны ли быть устрашающие картинки на алкогольной продукции? Тогда на нее надо клеить изображения слабаков и уродов. Выпивать можно в меру, курить в меру сложнее, степень привыкания сильнее. И часто люди курят просто так, а вот напиваются – по каким-то причинам. Почему же люди, имеющие чувство меры, должны видеть на бутылках изображение бомжа, который при помощи алкоголя решил «убежать от реальности»? Жизнь жестока, и если ты сломался – наклейки на бутылках не спасут, а если не сломался – то к чему это?

Печатать на сигаретах фотографии раковых больных, людей, имеющих проблемы с зубами, и т.д. я считаю неэтичным. У человека должен быть выбор – всегда. И если вы хотите лепить на пачку раковую опухоль, то я хочу купить сигареты, на которых изображена ласковая тян, похотливо улыбающаяся мне. Либо должен быть выбор, либо на пачках вообще не должно быть ничего изображено.

Татьяна Лаврова, общественный деятель:

– Я считаю, что такие картинки вряд ли отпугнут большую часть курильщиков, но могут в какой-то степени служить профилактикой распространения курения среди детей и молодежи. Я не сторонница подобных визуально устрашающих мер, поскольку корни зависимости такими методами не перерубить. Курильщики в большинстве своем прекрасно осознают риски, но проигрывают в схватке с тягой к сигаретам. Одного понимания опасности курения недостаточно, а картинки направлены на подкрепление именно понимания. 

Скорее, стоило бы разместить на пачках информацию другого рода: сколько человек в год успешно бросают курить, куда обратиться в Эстонии тем, кому не хватает собственных сил побороть вредную привычку, и напоминание о том, что курильщик дорог своим близким. Я не считаю размещение таких картинок этичным, хотя понимаю авторов этой инициативы – ими движет забота о здоровье населения. Но все агрессивное лишь отталкивает и пугает, тогда как зависимый человек нуждается в неиссякаемой поддержке окружения, веры в него и знаниях о том, как побороть свою зависимость.

Александр Арабкин, молодежный работник:

– Пока меры не бьют по карману, они не очень эффективны. Если бы сигареты стоили, например, пять евро, думаю, это имело бы больший эффект, чем картинка. Тот, кто курил, и дальше будет курить. Подростки знают, что курить вредно, но в их окружении от этого обычно никто не умирает, поэтому все выглядит как сказка, а писать можно что угодно. Те, кому неприятно смотреть на страшные картинки, будут их чем-то закрывать. Я видел людей, которые и сейчас так делают. Дети смотрят ролики со всякой «жестью», и какие-то картиночки не сильно их напугают. А у взрослых вообще иммунитет к таким призывам.

Если печатать страшные картинки на алкоголе, эффект будет тот же – нулевой. Да и сложно представить ряды бутылок с отвратительными картинками. В общем-то, это могло бы иметь определенный эффект –  лично мне было бы неприятно туда ходить. Но я и так не хожу. 

Валерия Михайлова, руководитель молодежной медиашколы Our Media Generation:

– У нас, что ни день, то борьба с кем-то или с чем-то. И за основу берутся старые добрые методы педагогики: отобрать, запретить, напугать, оштрафовать. Если бы они работали эффективно, мир давно ходил бы строем из класса в столовую. В короткий период баловства сигаретами в студенчестве я покупала либо самые дешевые, либо привычные, были ли на них картинки, привлекшие внимание, – не помню: смотрела на ценник.

Грозные картинки – удар не по потребителям, а по маркетологам и предприятиям, которым в очередной раз придется потратиться на упаковку. Директор по маркетингу и владелец предприятия будут, обнявшись, рыдать в уголке из-за того, что на упаковку с сосисками их заставили разместить освежеванные туши зайчиков или макросъемку раковой опухоли. Почему сосиски? Ну, ВОЗ же объявил их канцерогенным продуктом. Значит, настало время крестового похода на сосиски: догоняем, не опаздываем.

Демонстрация крупным планом язв и струпьев вызывает отвращение не к сигаретам и сосискам, а к людям, которых угораздило заболеть и стать «неправильными». Видели, как в общественном транспорте аккуратно обходят сторонкой инвалида, опуская глаза? В нашем нетерпимом обществе непринятие инакости – и есть та разъедающая общество раковая опухоль, которой надо заниматься. Вот бы все эти усилия, да в этих мирных целях. А про вредные привычки и здоровый образ жизни современные подростки знают лучше взрослых. Повлиять на их выбор могут, скорее, мотивирующие, чем демотивирующие методы.

Эдгар Гергель, журналист:

– Не верю, что одни только устрашающие картинки могут быть эффективными в борьбе с курением. Если не разбираться в медицине и не владеть эстонским, значение многих картинок невозможно понять. При проведении любого рода кампаний нужно говорить на языке того, кому она адресована, так что в нашей многонациональной стране эффект от картинок если и будет, то крайне низким. Сам я не курю и не знаю, как бы такие изображения подействовали на меня, но я быстренько опросил своих курящих друзей. В один голос они ответили: нас это не пугает. В России подобная практика уже распространена. И  там тоже никого не напугала.

Если говорить о вреде, то тогда надо клеить страшные картинки на все, что продается в магазинах. Газировка вредна, майонез вреден, хлеб тоже не совсем полезен, есть и много других потенциально опасных продуктов. Но отказываться от них или нет – выбор каждого.  Фотографии пораженных органов не стоит так открыто демонстрировать: мы же не в медицинском вузе учимся. Я вообще считаю, что любая часть тела, которая скрыта от посторонних глаз, – интимная, человек может показывать ее только своему лечащему врачу или близким. Даже гнилые зубы обычно стараются всем вокруг не демонстрировать. 

Комментарии (3)
Copy
Наверх