Aнгелика Тагел: должны ли бояться Брекзита те, кто копит себе на пенсию в Эстонии? (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Председатель правления Nordea Pensions Estonia AS Ангелика Тагел.
Председатель правления Nordea Pensions Estonia AS Ангелика Тагел. Фото: Peeter Langovits

О Брекзите и его влиянии пишут сейчас все газеты. Теперь, после того как завершился британский референдум, пришло время посмотреть, как скажется и скажется ли вообще Брекзит на будщих песионерах в Эстонии.

Если оценивать влияние Брекзита на вторую и третью пенсионные ступени, то оно оказывается очень похожим. Пенсионные фонды второй и третей ступеней в Эстонии имеют похожую структуру построения и размещения средств. В обеих ступенях применяются различные решения. Тут влияние в большей мере оказывается в зависимости от того, насколько тот или иной фонд вкладывался в инвестиции в британскую экономику, а также от того, в какой валюте они были учтены, в фунтах или какой-либо другой.

Другими словами, влияние, безусловно, есть, как краткосрочное, так и долговременное. Краткосрочное мы почувствовали сразу, а когда после первых сообщений обрушились рынки капитала и курс фунта, то это сразу сказалось и на стоимости паев эстонских пенсионных фондов. Хотя, к настоящему времени, эти позиции уже отвоеваны назад, все же, осталась неопределенность в отношении дальнейшего развития событий и трудности освоения в новой ситуации.

И вот мы подошли к эффекту Брекзита в долгосрочной перспективе. Экономика Великобритании сравнительно велика, поэтому Брекзит окажет на экономику ЕС негативное влияние. Даст ли это на какое-то время преимущества инвестированию в США, Китай и Россию? Выиграют ли что-нибудь экономики этих стран в сложившихся условиях? Это зависит от того, как быстро появится ясность в отношении будущего.

Нельзя говорить только о Великобритании. В воздухе витает нервное беспокойство и о будущем других государств. Что принесут ноябрьские выборы президента США? Как пойдут дела в экономике Китая? Как Россия справится с наложенными экономическими санкциями? До тех пор, пока неопределенность высока, рынки будут чувствовать себя нервозно. Результаты конкретного пенсионного фонда будут зависеть от того, куда фонд инвестировал пенсионные деньги. Если инвестиции достаточно распределены по различным регионам и видам имущества, то долгосрочному инвестору нет оснований особенно беспокоиться.

Распределение рисков перед такими событиями - очень разумный шаг. Например, в самом крупном пенсионном фонде Nordea доля британских ценных бумаг составляла меньше четырех процентов от объема фонда. Кроме того, фонд не инвестировал в фунтах. Таким образом были снижены риски в отношении конкретного государства.

При этом, от неожиданной новости пострадали все рынки, а не только одна лондонская биржа. Ведь можно было продать инвестиции и сохранить деньги. А если бы результаты референдума были бы иные, то можно было бы ожидать быстрого роста рынков капитала и наши инвесторы потеряли бы возможность заработать на росте.

Консервативные фонды пережили Брекзит очень неплохо. Накопители долгосрочных пенсионных фондов ждут от них только роста. Но при этом не стоит забывать о том, что целью консервативных фондов является сохранение накоплений, а не их рост.

В связи с Брекзитом много говорилось о возможном перемещении центров притяжения. Пока еще не совсем ясно, нужно ли фирмам переезжать из Лондона. Если, в целом, Брекзит стал для европейских инвесторов скорее негативным, то для британскую промышленность порадовало удешевление фунта к евро и, в особенности, к доллару. Себестоимость товаров и услуг становится ниже, что повышает конкурентоспособность предприятий на международных рынках.

Во-вторых, место Лондона теперь захотят занять другие европейские финансовые центры, такие как Франкфурт и Париж. Понятно, что будет непросто заманить переезжающие фирмы в Эстонию. Возможный переезд штаб-квартир предприятий в Эстонию сказался бы на накоплении пенсионных фондов незначительно. Гораздо важнее то, где расположено производство и кто входит в список клиентов конкретного предприятия. Но было бы очень приятно узнать, что предпринимательская среда в Эстонии оказалась привлекательной и здесь появлется больше рабочих мест. 

Комментарии (2)
Copy

Ключевые слова

Наверх