Новый руководитель Налогового департамента: силовые методы не нужны

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Pуководитель Налогово-таможенного департамента Валдур Лайд.
Pуководитель Налогово-таможенного департамента Валдур Лайд. Фото: Erik Prozes

По словам нового руководителя Налогово-таможенного департамента Валдура Лайда, департамент должен быть не карательно-контролирующим органом, а учреждением, которое консультирует и помогает, а это авторитет, который не требует применения силовых методов для улучшения поступления налогов.

Прежде долгое время проработавший в сфере телекоммуникаций Валдур Лайд первого июня возглавил Налоговый департамент и должен сразу же начать заниматься только что принятым пакетом изменений в налоговой системе. По заверению Лайда, это требует больше работы и около восьми миллионов евро дополнительных расходов, чтобы наладить систему департамента.

- Когда поступило сообщение о том, что вы стали новым руководителем Налогового департамента, много кто сказал, что выбор был сделан правильно. Вы сами выставили свою кандидатуру или вас нашли?

- Выбор высокопоставленного государственного чиновника – это четкий процесс, при котором нужно самому выставлять свою кандидатуру. Но решительности для этого мне придавали со многих сторон. Советовали как сам Марек (бывший руководитель Налогового департамент Марек Хелм – ред.), так и канцлер и министр финансов. До того я находился в Финляндии (Лайд руководил финским отделением Telia – ред.) и, поскольку там все дела были сделаны, возник подходящий момент.

- Вы долго работали в секторе телекоммуникаций, а до того в Банке Эстонии. Насколько уютно вы чувствуете себя в сфере налогов?

- Налогово-таможенный департамент был хорошо управляемой организацией и, конечно, тут очень много знаний о налогово-таможенной тематике. В этом плане я, конечно, ничего нового дать не могу. На общем уровне я разбираюсь в этих темах. Но высокопоставленный руководитель должен быть в состоянии вести дальше целую организацию, а не быть специалистом в какой-то одной области.

- Сейчас, когда мы с вами общаемся, Рийгикогу принимает налоговый пакет (интервью состоялось 19 июня – ред.). Как предприниматели, так и налоговые эксперты были крайне критичны по этой теме. Как вы оцениваете налоговый пакет?

- В этой роли у меня не может быть никаких оценок. Наше дело – претворить в жизнь те поправки, которые принимаются, чтобы законы были исполнены и чтобы налогоплательщики поняли, как эти законы исполнять. Нужно очень хорошо познакомить людей с налоговыми поправками. Для того чтобы налогоплательщики смогли как можно лучше платить налоги, все эти вещи должны быть ясны, просты и понятны.

- Как конкретно вы будете это делать? Проблема же в том, что такая простая налоговая система с нового года станет намного сложнее.

- В плане каждого изменения налогов нужно четко оговорить план действий. Факт в том, что у нас много мелких налоговых изменений, с которыми нужно познакомить, нужно больше ресурсов, чтобы через предпринимательские организации донести информацию до предприятий и людей.

- Насколько серьезно придется изменить техническую систему Налогового департамента? Во что это обойдется?

- Это потребует определенных затрат и это нужно сделать быстро. Расходы составят восемь миллионов евро.

Если мы хотим, чтобы те вещи, которые сейчас принимаются, начали работать с 2018 года, вторая половина года будет напряженной. Естественно, это будет происходить за счет чего-то. Если один из приоритетов состоит в том, чтобы новый электронный Налогово-таможенный департамент, был готов к началу 2020 года, то некоторые связанные с этим вещи будут несколько запаздывать.

- Что абсолютно нового электронный налоговый департамент повлечет за собой?

- Нынешние решения, конечно, очень дигитальные, но их разработали 15 лет назад. Технические платформы устарели, поведение людей и развитие устройств очень сильно продвинулись вперед. При новой системе предоставление данных государству и оплата обязательств должны стать намного проще для налогоплательщиков и максимально бесконтактными. В то же время это не будет готово сразу целиком, а будет запускаться постепенно. Например, LHV в сотрудничестве с департаментом уже подготовил возможность предоставлять данные о зарплатах. В итоге, цель заключается в том, чтобы предоставление данных стало автоматическим и простым.

- Если вновь вернуться к налоговому пакету, готовы ли вы к тому, что усложнение налоговой системы поднимет волну жульничеств и мошенничеств?

- Мы всегда активно должны быть готовы к тому, что вокруг как имеющихся, так и новых законов будут искать новые схемы. Да, мы занимаемся этим постоянно.

- Что конкретно это означает? Проводите больше проверок?

- Из-за нового Закона о налогах каких-то новых проверок не будет. 99 процентов налогов все же выплачивается добровольно. Прежде всего, мы сконцентрируемся на оповещении и консультировании.

- До сих пор Налоговый департамент был достаточно жестким или слишком мягким? Нужно ли департаменту измениться в одну или в другую сторону?

- Изменение Налогово-таможенного департамента уже происходит, но, как я уже сказал, мы меняемся от карающе-контролирующего органа в сторону консультирующего и поддерживающего. Я не буду сосредотачиваться на том, были ли мы слишком жесткими или слишком мягкими, скорее важную роль в нашей деятельности играет информирование о том, как платить налоги. Наша цель не в том, чтобы первым делом мчаться выписывать жесткие постановления об уплате, а в том, чтобы общаться и помочь предприятиям понять. Мы не хотим наказывать за вчерашнее, важнее то, как увеличить поступления, которые будут поступать от предприятий в перспективе последующих лет.

- Ваш предшественник Марек Хелм запомнился как весьма напористый руководитель. Чем хотите запомниться вы, какой образ создать?

- У меня нет особой цели создавать какой-то свой образ. Важно то, каким воспринимают люди Налогово-таможенный департамент. Руководитель должен быть лицом претворяемой в жизнь стратегии. У меня есть три ключевых слова: во-первых, превратиться из ревизора в налогового аудитора, то есть больше консультировать, во-вторых, дигитальные услуги и, в-третьих, внутриорганизационное сотрудничество и ясность.

- Направление и прежнего Налогово-таможенного департамента было таким, что мы не должны быть контролирующе-карающими, а скорее консультирующими. В то же время этот лозунг не особо вышел за пределы ведомства.

- Когда появилась новость о том, что я стану руководителем Налогово-таможенного департамента, мои родные отреагировали так: Господи, это же такое жесткое учреждение. Но мои первые недели показали, что в доме работают весьма профессиональные люди, которые, прежде всего, сосредоточены на консультировании и помощи, а не на наказаниях и контроле. Мы на самом деле абсолютно поддерживающая и дружелюбная организация.

- Я понимаю, что вы хотите создать дружелюбный и доброжелательный Налоговый департамент, которому люди и сами хотели бы платить налоги.

- Это направление, в сторону которого Налоговый департамент в течение какого-то времени уже движется. Но если в обществе есть группы людей, которые хотят нарушать правила, то мы не оставим это без внимания. Это тоже должно быть предельно ясно.

- Какие сферы деятельности сейчас являются самыми проблематичными?

- Конечно, проблемой являются зарплаты в конвертах. Также топливные мошенничества. Если мы посмотрим на таможню, то одной из важных тем, например, являются контрабандные сигареты.

- Сейчас как раз сезон зарплат в конвертах. Занимаетесь ли вы этим сейчас отдельно?

- Именно сегодня (19 июняред.) мы начали социальную кампанию о минусах зарплат в конвертах. Ее цель – донести до людей, что в будущем они останутся без пенсий, медицинской страховки и родительской компенсации. Люди должны сами понять, что это нельзя оправдывать.

- Социальная кампания, конечно, нужна, но будут ли контрольные рейды?

- Конечно, эта работа идет постоянно. Важным партнером тут являются профсоюзы, будь это строительные фирмы или рестораны и гостиницы. Профсоюзы весьма заинтересованы в том, чтобы из сектора ушли те фирмы, которые платят маленькие налоги на рабочую силу. Такое давление само по себе ведет к наведению порядка. Обычно не нужно сразу наказывать, уже возможность задать вопросы оказывает хорошее влияние. Есть маленькая прослойка людей, которые все время хотят обманывать, но большинство все же хочет, чтобы его отношения с государством были в порядке.

Могу привести пример, как несколько лет назад возникали OÜ, членам правлений которых платили не зарплату, а плату за управление. Мы обратили на это внимание, получили решение, которое гласило, что такая ситуация неприемлема. У нас было около 450 фирм (570 человек), где ситуация вернулась на круги своя. Для государства мы получили значительный доход, но тогда мы провели всего три проверки. Остальные предприятия отреагировали сами.

- Хватило сигнала.

- Да, этот сигнал распространился широко, благодаря двум судебным решениям. Они поняли, что такое поведение больше неприемлемо. Я считаю, что это очень хороший способ наведения порядка. Я думаю, что таким образом мы сможем установить правила и в плане выплаты дивидендов под видом кредитов. Фирмы, особенно крупные предприятия, на самом деле, не хотят противоречить налоговым устоям общества и государства.

- И будет достаточно провести пару показательных процессов?

- Это даже не должно быть процессами, обычно достаточно и того, если есть показательное решение, когда предприятие реагирует на наше предупреждение, и об этом становится широко известно.

- Какие отношения у вас с новым министром финансов Тоомасом Тынисте?

- Отношения хорошие, я его знаю с прежних времен. Когда-то мы вместе были в совете фонда SA Eesti Antidoping. Думаю, что сотрудничество может быть хорошим.

CV

Родился в 1969 году

Работа:

2017– генеральный директор Налогово-таможенного департамента

2014–2016 исполнительный директор финского отделения Telia 

2012–2014 руководитель подразделения Sonera финского отделения Telia

2004–2012 генеральный директор Elion

2002–2004 финансовый директор и член правления Elion

1999–2000 Eesti Pank, исполнительный директор и член правления

1994–1999 Eesti Pank, руководитель отдела финансовых рынков

Образование:

1993 Таллиннский технический университет, экономический факультет, сum laude

2001 Международный университет управленческого развития в Швейцарии, магистерская степень по бизнес-управлению  (MBA)

Комментарии
Copy
Наверх