Куда идет страна? Эстония и Россия

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

Заложники освобождены!

Наши сограждане оказались на свободе. Все жители страны радуются и желают им здоровья и быстрейшего восстановления, физического и психологического. Хотя деятельность властей вызывает много вопросов.

В начале недели Ливан посетила ведущий госпрокурор Хейли Сепп. Очень странный визит, больше похожий на туризм. Она встретилась с министром юстиции Ливана, генпрокурором, судьёй, расследующим дело о похищении наших велосипедистов (всё это вполне могло занять два-три часа). Ливанская сторона заявила, что это не было связано с новым обращением заложников.

Другой информации о её визите нет. У меня есть предположение, что потом она отправилась отдыхать куда-нибудь на Средиземноморье. Заложников через сутки с небольшим освободили. Но обратно с министром Паэтом и заложниками она не вернулась, интервью об участии в судьбе заложников и ходе расследования не давала.

Закон о прокуратуре устанавливает основным направлением деятельности контроль досудебного расследования, представление обвинения со стороны государства в суде и сотрудничество с международной организацией юристов. Всё это предполагает, что группа следователей работает, а прокурор принимает решения о правомерности задержаний, рассматривает ходатайства задержанных и тому подобное.

Другой вариант деятельности прокуратуры: после завершения расследования готовится к судебным заседаниям для представления обвинения. Ничего похожего в Ливане не происходило. А учитывая, что всё это было за день-два до освобождения, то такой визит выглядит не только абсурдным, но и вредным. По возвращению из Ливана министр Паэт в интервью сказал, что не видит большой перспективы в поиске и наказании виновных. Зачем в этом случае вообще в Ливан ездил (а) прокурор?

Хотя ещё долго никто не сможет перещеголять по затратам на такого рода туризм поездку министра культуры Сигне Киви в 2000 году на олимпиаду в Сидней. Тогда предлогом для поездки послужило желание лично зачитать напутствие правительства нашим немногочисленным олимпийцам (казне её поездка обошлась тогда в сумму более ста тысяч крон).

Другой интересной темой, связанной с заложниками является способ освобождения и наличие выкупа. Если бы существовала сколько-нибудь вменяемая информация, как реально это произошло, то почвы для домыслов не могло быть в принципе. Нам же сообщили, что очень помогли французы и всё. По заявлениям заложников их просто отпустили на рассвете и дали мобильный телефон. Никакой спецоперации в любом случае не было. Уже через пару часов после освобождения в ливанских СМИ появилась информация о 10 миллионах евро в качестве выкупа. Паэт это не подтвердил, но то, как он отрицал больше похоже на подтверждение: операция потребовала затрат, они были немалые, и так далее.

Свежи в памяти события по засекречиванию последнего обращения заложников. После возвращения заложники сказали, что обращений записали пять или шесть. Нам с вами показали два и сообщили о третьем. Получается, что государство ведёт с нами информационную игру в «подкидного дурака». А кто является «подкидным дураком» догадайтесь сами.

Россия до трагедии

Ещё до трагедии на Волге Россия дала много поводов для комментариев. Один из них – решения по развитию Москвы и области. Много лет столичные жители молились на Лужкова. Они были уверены, что его модель развития столицы – с массовой коррупцией, помпезная, в стиле и с участием Церетели, с гигантскими пробками и перманентным разрушением исторических ценностей в угоду коммерческим проектам, не имеет альтернативы.

Но новый мэр Собянин, крепкий хозяйственник с поддержкой в Кремле, начинает разрубать этот гордиев узел столичных проблем. Перенос в ближайшие подмосковные регионы деловой активности и производств, при взаимном интересе областной власти, без высокомерного игнорирования и выкручивания рук, даёт российской столице альтернативу бесконечным новым кольцам на МКАДе и демонстрациям недовольных странными реставрациями. Политическим нюансом нового плана является направление развития: со временем окраиной столицы должно стать любимое нынешним президентом Сколково.

Другим важным событием, предшествующим трагедии, стало обсуждение проблем государственного оборонного заказа на высшем уровне. Выяснилось отсутствие договоров на следующий период между МО и многим производителями вооружений. Министерство обвиняет производителей в резком подъёме цен, те пытаются представить свою версию событий.

Независимо от степени виновности сторон в этом безобразии всем стало ясно, что оборонный заказ это чёрная дыра, куда пропадают гигантские средства, и никакой связи с укреплением обороноспособности страны это не имеет. Одновременно это попахивает управленческим идиотизмом: госструктура МО не может к середине года сформировать 100% бюджетные расходы из-за другой структуры, находящейся в собственности государства, изготовителя вооружения, а президент, одновременно верховный главнокомандующий, узнаёт об этом почти случайно.

Трагедия на Волге

Никого не могла оставить равнодушным трагедия с теплоходом. Она унесло более сотни жизней, а самое прискорбное, что среди них было несколько десятков детей. Они заплатили своими жизнями за поступки взрослых. Одни допустили, что малопригодному для навигации теплоходу постройки середины пятидесятых до сих пор разрешили перевозить людей, а другие проплыли мимо во время бедствия.

Эта трагедия поставило во весь рост очень неприятные для России вопросы. Постоянные трагедии с самолётами из-за их изношенности, теперь ещё речной флот, безобразия в службах пожарного и технического контроля (вспомним пожар в клубе «Хромая лошадь» и более сотни жертв).

Всё это ставит очень простой вопрос: не пора ли, поднимаясь с колен, россиянам больше думать о наведении порядка и восстановлении инфраструктуры в стране, чем о помощи странам еврозоны, энергетической экспансии и прочих привлекательных, выгодных для внешнеполитического имиджа вещах. Внутри страны
дел ещё непочатый край.

Финансовые проблемы зоны евро

Не успели обсохнуть чернила на соглашениях о спасении Греции, как сгустились тучи над Италией. Страна пытается мерами жёсткой экономии в ближайшие 3 года решить проблему гигантского внешнего долга – более триллиона евро.

Неизвестно, как прореагируют итальянцы на реализацию этой программы, свежи в памяти греческие события, но с учётом веса Италии в Евросоюзе, третья по размерам экономика, ситуация в еврозоне близка к критической: настал момент, когда необходимы комплексные решения. Хватит латать дыры в бюджете разных стран. И всё это вновь ставит во весь рост проблему: насколько жизнеспособна нынешняя модель управления Евросоюзом и есть ли в нынешних структурах эффективные менеджеры. До сих пор мы видели там больше борцов за демократию
во всём мире и права человека.

Поучительная история

Когда Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 года, то быстро стало очевидным неравенство сил и неминуемый скорый разгром Польши. В течении короткого периода была возможность из Восточной Польши эмигрировать во Францию через третьи страны. Некоторые мои дальние родственники этим воспользовались (певица Эдита Пьеха в детстве – тоже).

Но в 1940 году Германия оккупировала Францию. Нахождение там потеряло смысл: если на родине та же немецкая оккупация, то ради чего страдать на чужбине? В 1941-42 году многие вернулись обратно. Уже в шестидесятых годах я лично наблюдал в Белоруссии, что «за глаза» людей, которые при описанных обстоятельствах побывали во Франции, беззлобно, но с некоторой иронией, называли «французами».
 

Ключевые слова

Наверх