Удовольствие от поездки на трамвае — это возможно?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
И рано утром, и поздно вечером в           Варшаве можно быть уверенным, что трамвай придет непременно и точно по расписанию. В столице Польши курсирует 400 трамваев.
И рано утром, и поздно вечером в Варшаве можно быть уверенным, что трамвай придет непременно и точно по расписанию. В столице Польши курсирует 400 трамваев. Фото: Верни Лейвак

Транспорт в Варшаве, претендовавшей на титул культурной столицы Европы 2016, и в Таллинне — нынешней культурной столице Европы — отличается, как день и ночь. У нас с поляками недавнее прошлое похожее, поэтому корни различий надо искать глубже, пишет Верни Лейвак.

Как хорошо побывать в чужих краях, посмотреть, как люди живут. Например, в Варшаве. Польская столица расположена от нас довольно недалеко и предлагает приятный отдых в сравнении с порой чрезмерно регламентированным бытом жителя Европы.

Да и цены там куда более доступны, чем в Таллинне, так что даже не возникает вопроса, присесть или не присесть на часок после прогулки по Старому городу в каком-нибудь кафе на Ратушной площади, попивая пиво за 8 злотых (примерно 2 евро) и глазея на прекрасную архитектуру и прохожих.

Добраться из одной части города в другую тоже не проблема, поскольку общест­венный транспорт дешев и прекрасно развит, так что от всех моих прежних поездок в Варшаву, а их было уже пять, остались только самые приятные впечатления.

Сами поляки очень гордятся своим столичным общественным транспортом, хотя среди красно-желтых городских автобусов до сих пор встречаются отдельные неуклюжие Икарусы советских времен. Однако дни их уже сочтены — город Варшава в этом году приобрел круп­нейшую в Европе партию автобусов. Уже с октября по городу будут разъезжать 168 новеньких автобусов, стоимость которых составила 216 млн злотых (54 млн евро).

Разумеется, Варшава и Таллинн несопоставимы по своим размерам — в Варшаве ежедневно перевозится 2,5 млн пассажиров. Тем не менее приоритеты — это чтобы горожанам в транспорте было удобно, не возникали пробки и воздух оставался чистым.

Даже в жару в новых автобусах и трамваях комфорт­но — воздух кондиционированный, а на небольших остановках двери открывают сами пассажиры, среди которых удивительно много белых воротничков.

Невозможно заблудиться

И заблудиться, заехав черт знает куда, более или менее разумному человеку невозможно, поскольку информация о том, откуда и куда идет транспорт, на какой улице или шоссе мы находимся, какие возможно сделать пересадки, доступна постоянно — она и звучит в записи, и выводится на табло. Не нужны никакие кондукторы, которые проводят свою жизнь в бессмысленных переездах туда-сюда.

Даже на трамвайных остановках в центре города помимо функционирующего с минутной точностью электронного табло информация об опоздании какого-нибудь трамвая озвучивается через динамики.

Когда в Таллинне решили усложнить пассажирам жизнь за счет ликвидации компостеров в задней части автобусов-троллейбусов-трамваев с явным расчетом уличить «зайцев», то это успешно удалось.

Бедные туристы, садящие­ся в наши трамваи на остановке возле автовокзала, беспомощно ищут взглядом компостер для билетов и вскоре отказываются от этой затеи. Они и не подозревают, что при поездке в центр города уже через пару сотен метров их может поджидать первая «ловушка». Трамвай останавливают, и облаченные в зеленую форму суровые дяди и тети устраивают унизительные для них самих и пассажиров облавы.

Без билета не проедешь

За все время моего пребывания в Варшаве я лишь однажды встретил билетных контролеров. Может быть, таковых было и больше, но их спокойное и вежливое обращение с пассажирами не слишком заметно. Вообще, в общественном транспорте Варшавы царит странная тишина, нарушаемая только предупреждающим о закрытии дверей писком или немного пафосным голосом, объявляющим остановки.

Эта тишина кажется странной по той причине, что хотя генетически поляки являются самыми настоящими славянами, привычный нам славянский или эгоцентричный финно-угорский темперамент совершенно не чувствуется. Кругом просто тишина, покой, участие и взаимное уважение. Сострадательные католики все как один отказываются подавать милостыню играющему в автобусе на аккордеоне цыгану, прихватившему с собой жалостливо хныкающего младенца.

Кстати, поездки без билетов для законопослушных граждан практически немыслимы. Водители, разумеется, билетами не торгуют — их можно приобрести в магазинах и в киосках, вдобавок к этому в последнее время появилось множество простых в обращении билетных автоматов, обслуживающих на польском, русском, английском и немецком языках.

Их полно в центре города, к тому же можно увидеть и прямо в автобусе. Разумеется, это не знакомые нам еще с 70-х годов аппараты, в которые кидаешь 5 копеек и сам себе отматываешь билет. Да и компостеров, вернее пунктов активации билетов, в каждом транспортном средстве в избытке.

Но что самое главное, проезд стоит недорого, поскольку за каждый отдельный билет за 2 злотых и 80 грошей (0,7 евро) город доплачивает 5,20 злотых (1,30 евро). Проездная карточка на 30 дней, позволяющая ездить не только на автобусах и трамваях, но и на метро, а также на многочисленных ночных автобусах, стоит 78 злотых (19,5 евро), люди старше 65 лет платят за годовую карточку 40 злотых (10 евро). Правда, с 16 авгус­та цены повышаются, но не для пенсионеров.

В результате передвижение по Варшаве — без пре­увеличений! — сплошное удовольствие.

Трамвайное искусство

В воскресенье поздним вечером — вернувшись из очередной поездки в Варшаву — я поджидаю трамвай на остановке возле автовокзала. Ждать приходится долго, поскольку в это время трамваи ходят редко, в час всего три старых трамвая 4-го маршрута. Скоротать время помогает мужчина лет тридцати, рассказывающий о своем очередном запое, из которого он никак не желает выходить.

Ровно за двенадцать минут до полуночи трамвай объявляется на остановке. Строго по расписанию. Выпивоха перебирается через ограждения тротуара и оказывается на проезжей части, чтобы, лавируя между автомобилями, продолжить свой путь.

В трамвае жизнь бьет ключом. Трое девчушек распивают лонгдринк, сопровождающий их пьяный парень подтягивается на трамвайных поручнях, словно на перекладине, время от времени падая на пол. Все ли видели, оглядывается он вокруг в поисках зрителей.

Когда трамвай останавливается перед светофором около центра Eha, двое подвыпивших говорящих по-русски парней раздвигают одну из центральных дверей и выходят на улицу. На остановке возле рынка никто не заходит, там на скамейке павильона ожидания возлежит мирно спящий в стельку пьяный молодой человек.

Но главный спектакль разворачивается в центральной части трамвая, и его организуют девицы. Совершенно трезвые. У одной из участниц в руках предмет, похожий на открытую книгу, вроде как произведение искусства, напоминающее домик с переливающимися окнами. Она активно общается с пассажирами, а остальные девицы фотографируют и снимают на видео. Все это должно попасть на домашнюю страницу какой-то художественной галереи.

Чувствую, как одна из девиц снимает меня крупным планом, и это ощущение не из приятных. Может быть, я просто слишком устал, чтобы наслаждаться подобным действом. И слишком обес­куражен, чтобы вытащить из чемодана фотоаппарат и запечатлеть происходящее.

На остановке «Хобуяама» девицы оживляются: в трамвай входит парочка — один помоложе, другой постарше. Они пьяны настолько, насколько это вообще возможно. Лица обоих мужчин в ранах и кровоподтеках, от них жутко воняет, и, с трудом взобравшись по ступенькам, они плюхаются на сиденья.

За это время поддатые подростки переместились в центральную часть трамвая, парень находит себе новый снаряд для подтягивания, что приводит в невероятный восторг занимающихся искусством пассажирок. Пожилой асоциал наслаждается оказанным ему вниманием, он что-то бормочет, размахивает руками, и девушки подбадривают его попозировать перед камерами.

Зловредный водитель

Пару лет назад семейный врач привычно напомнила мне, что летом подхватить чесотку проще всего именно в автобусе или трамвае. Вошедшие в трамвай на остановке «Виру» туристы с ужасом наблюдают за происходящим.

На площади Вабадузе бездомная парочка направляется к выходу. Чтобы заполучить еще более крутые снимки, одна из фотодевиц тоже выходит из трамвая.

И она получает то, что хотела: бомж помладше джентльменски подает старшему товарищу руку, пьяный старик передвигается, как при замедленной съемке. Но водитель трамвая торопится — прекрасно видя, что происходит, он зажимает старика дверью и собирается продолжать движение. Трамвай делает рывок, болтающийся в дверях старикан издает истерический вопль. Девушка бесперебойно щелкает фотоаппаратом и, довольная, запрыгивает обратно в трамвай.

Наконец-то остановка «Космос». Выхожу. Честно говоря, меня обуревает единственное желание — развернуться и как можно быстрее убраться подальше из культурной столицы.

КОММЕНТАРИЙ

Калле Михкельс,
пресс-секретарь Таллиннского трамвайно-троллейбусного объединения

Эта история скорее относится к сфере деятельности полиции. У вас была возможность позвонить и вызвать полицейский патруль. Водитель трамвая также может вызвать полицию, если к нему обратится пассажир. Дальнейшее уже зависит от оперативности действий полиции и ее возможностей (наличия патрулей).

Мы также озабочены тем, что в Таллинне число полицейских патрулей сократилось. При этом полномочия муниципальной полиции не столь широки, чтобы она могла вмешиваться в подобные ситуации.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх