Гражданин Эстонии по ошибке больше месяца провел в белорусской тюрьме

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: SCANPIX

Отдыхая в Белоруссии, наш соотечественник Сергей Егоров был обвинен в преступлении, которого не совершал, и на целый месяц попал в тюрьму. Как утверждает сам пострадавший, вызволила его оттуда родная мать, а отнюдь не консул Эстонской Республики в Белоруссии, пишет еженедельник "МК-Эстония".


В декабре прошлого года Сергей Егоров отдыхал в санатории под Минском. На восьмой день за ним явился наряд милиции о главе с суровым майором. Отдыхающего заковали в наручники и поместили в казенный дом с решетками на окнах. Обвинили Сергея в совершении уголовного преступления на территории Казахстана в 1999-2000 годах. Вроде как тогда группа лиц, прикрываясь вывеской риэлтерской фирмы, совершила в Алма-Ате мошеннические сделки на весьма крупную сумму.

Весь абсурд ситуации в том, что Сергей сроду в Алма-Ате не был, к тому же в указанные годы из Эстонии не выезжал. Словом, повязали его либо по вине однофамильца, c которым у него и год рождения совпал, либо преступник воспользовался его некогда утерянным эстонским паспортом.

Однако доказать, что Сергей - не верблюд, оказалось ох как непросто. Мужчина провел за решеткой 34 дня, причем сокамерники (их было тринадцать) прозвали его Туристом. Сергея ожидала экстрадиция в Казахстан, суд и от 5 до 8 лет «отдыха» на нарах. Счастливым оcвобождением Сергей обязан исключительно энергии своей матери Надежды, истратившей 120 тысяч крон на адвоката и по три раза в день теребившей эстонского консула в Белоруссии и консульский отдел МИД Эстонии.

Вся надежда на Надежду

Узнав об аресте сына, его мать Надежда бросилась звонить в Минск, но так и не смогла допытаться, за что повязали Сергея. Только через день ей удалось встретиться с назначенным белорусской стороной бесплатным адвокатом. В Вильнюсе. Так как у себя на родине сотрудники белорусских органов боятся даже собственной тени. Сергей сразу же написал письмо консулу ЭР в Минске, прося о встрече и помощи, поскольку обвинение явно ошибочное и он, Сергей, здесь абсолютно ни при чем.

Прошла неделя. В тюрьму пришел консул Соединенного королевства - встретился с гражданином Великобритании, оказавшимся за решеткой. На следующий день турецкий дипломат навестил своего соотечественника. Эстонского консула не было, как не было и ответа на его письмо. Сергей послал второе письмо. Результат тот же.

«За тот месяц, что Сергей провел в заключении, у меня только на телефонные переговоры ушло 10 000 крон, - вспоминает Надежда. - C консулом в Минске, господином Лоо, по три раза в день говорила. Тот отвечал: «Да-да, мы работаем». А сам ни одного запроса не послал. Только когда я сама, по совету таллиннского адвоката, подготовила запрос Департаменту погранохраны Эстонии о том, выезжал ли Сергей в 1999-2000 году из Эстонии, упросила-таки консула послать его факсом по требуемому адресу. Ведь это должно было сделать официальное лицо. А все остальное я тянула сама».

Обращалась несчастная мать и в наше Министерство иностранных дел. Там ей сказали, что Урмас Паэт посетителей не принимает, а такие вопросы решает консульский отдел. В отделе же ее встречали дежурной фразой: «Ждите. На все свои нормы. В течение месяца».

Однако и этот срок оказался превышен. Только 14 января - через 34 дня после ареста - перед Сергеем открылись ворота тюрьмы. Ни о каких компенсациях и извинениях, конечно, и речи не было. Хотя таллиннский адвокат выяснил, что казахстанский закон, на основании которого Сергей был ошибочно арестован, давно отменен. То есть даже если бы он действительно совершил то преступление, в котором его обвинили по ошибке, и то для ареста не было никаких оснований. И если бы не активность матери, то отправили Сергея бы по этапу в Казахстан: через семь пересыльных пунктов - по месяцу в каждом...

В общем, сам Сергей от своего белорусского приключения до сих пор не может прийти в себя, а Надежда обратилась к правозащитникам и решила поведать через газету о том, что за границей гражданам Эстонии надо надеяться только на себя.

«Все хорошо, что хорошо кончается»

Почему же наш консул в Минске не встретился с оказавшимся в беде человеком? «Я действительно не был в месте заключения Сергея, - признался нам в телефонном разговоре Юрго Лоо, исполняющий обязанности консула ЭР в Белоруссии. - Насколько я помню, задержанный не просил об этом. К тому же, в течение месяца он не все время был в одном месте. И хотя не все прошло хорошо, но сказать, что мы бездействовали, нельзя. Мы периодически контактировали с его матерью. И главное достигнуто: его все-таки освободили до того, как этапировали в Казахстан, вызволить откуда его было бы гораздо труднее».

Официальный ответ МИД Эстонии, подписанный пресс-секретарем Марианн Судаков, повторяет позицию Лоо: «Консул был на связи с матерью задержанного, адвокатом и с руководством тюрьмы... Задержанный не выражал желания использовать свое право встретиться с консулом. В то же время консул ЭР в Минске и консульское бюро МИД связывались с представителем таможенного департамента для обмена информацией и оказания помощи задержанному и сбора необходимого материала для организации защиты со стороны адвоката».

Особый интерес для путешествующих читателей представляет заключительный абзац МИДовского ответа о том, какой защиты может ждать от наших дипломатов за рубежом гражданин Эстонии. Марианн Судаков пишет, что задержанному за границей «должна быть обеспечена возможность связаться с эстонским представительством, правовая помощь, то есть услуги адвоката и при необходимости - переводчика. Консульский чиновник может следить, как обходятся с гражданином ЭР во время заключения и за тем, чтобы тюрьма отвечала стандартам. В случае обнаружения нарушений чиновник консулата может обратить на это внимание соответствующих органов. По просьбе задержанного консульский сотрудник посещает заключенного в тюрьме».

Далее Марианн Cудаков отмечает, что распространено ошибочное мнение, что эстонское государство обязано оплачивать юридическую помощь задержанному, а также переводческие или иные услуги. «Страна, в которой задержан подозреваемый, назначает государственного защитника, а если он не удовлетворяет задержанного, последний может сам нанять себе подходящего адвоката. Заблуждением является и то, что консульский чиновник лично может быть защитником задержанного, или то, что в его возможностях сразу же освободить подозреваемого из тюрьмы. Не соответствует действительности и то, что у этого чиновника есть возможность требовать для гражданина своей страны лучших условий содержания, чем прочим. Все расходы по освобождению из заключения несет сам задержанный и члены его семьи», - говорится в ответе МИД Эстонии.

Директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов считает, что в такой ситуации государство, безусловно, обязано помочь оказавшемуся в беде гражданину своей страны. Во-первых, консул должен был встретиться с задержанным, чтобы выяснить все обстоятельства дела. Во-вторых, консул должен обеспечить помощь адвоката (хотя, правда, нигде не сказано, что государство ее оплачивает). В-третьих, консульские службы, как правило, пишут запрос в МИД страны пребывания (возможно еще и в МВД), выражая озабоченность судьбой своего гражданина, и берут ход дела под свой контроль. Так что проколов в работе консульской службе в данном случае, по оценке Семенова, предостаточно.

Комментарии
Copy
Наверх