Финский обозреватель: Эстония - самая прозападная среди Северных стран. И самая «советская»

, обозреватель
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Встреча 2011 года на Театральной площади в Таллинне.
Встреча 2011 года на Театральной площади в Таллинне. Фото: Jelena Rudi

Как и тысячи других финнов, я встречал новый год в Таллинне. Уже десятый раз подряд. В первые годы, одетый в смокинг, я праздновал на балу в театре «Эстония», а один раз даже во дворце Кадриорг. Теперь в Эстонии произошла европеизация. В этом году в главной роли был евро, на котором европейская культурная столица построила элементы сценического оформления.

Добро пожаловать вместе с нами оплачивать сладкую жизнь греков и других мотов, говорят соплеменникам многие финны. Решение Эстонии присоединиться к евро было сделано в хорошие времена, до принятия ЕС решения по оказанию помощи транжирам. Однако, в свете исторического опыта по крайней мере поведение греков можно было предсказать. Не сотни, а тысячи лет Греция жила за счет других стран Средиземноморья. Так было и так будет всегда, сказал бы герой романа Мика Валтари египтянин Синухе. Каждая страна еврозоны тоже имеет свою историю, которую хорошо бы знать.

После введения евро Эстония стала более прозападной, чем любая другая Северная страна. Финляндия - не член НАТО, Швеция не вступала ни в НАТО, ни в еврозону, Норвегия - не член ЕС и, следовательно, зоны евро. Норвежцы защищают свой экспорт нефти, а шведы – банки, которые кроме того по уши увязли в ирландских проблемах.

Для Эстонии шаги в направлении Запада были неизбежными вехами для отдаления от Востока. Для страны, разоренной советской оккупацией, было очевидным, что новое направление требует многократного подтверждения. Все хорошо удалось и заслуживает уважения, желание свободы народа, который тихо, но твердо пережил все тяжелые десятилетия. Это настоящее чудо Эстонии, на примере которой стоит поучиться и соседям.

Но кто же вспомнит об этом в эпоху господства евро? За введением евро последуют будни. Государственный бюджет находится в похвальном порядке, но это положение не интересно СМИ. Золотое время представляют Шмигун и Веэрпалу, да и победы на песенном конкурсе Евровидения стали историей, а новые деятели не появляются. Однако в мире, управляемом СМИ, они все-таки крайне необходимы.

Готовность Эстонии к введению евро вызвала восторг в министерствах финансов всех стран. Заработную плату урезали уверенно, как будто никто не возражал. Но люди не вышли на улицы. О такой нации без сомнения мечтает и высокопоставленный чиновник министерства финансов Финляндии Хетемяки, который составил для Финляндии план по снижению государственных расходов. Однако так просто, как в Эстонии, это не удастся. На весенних выборах ожидаются существенные изменения. Если финну только удастся найти удобное место для парковки своего автомобиля, то он гораздо активнее, чем эстонец, примет участие в уличных демонстрациях.

Но даже евромонета имеет оборотную сторону. У эстонского государства долгов нет, однако, частные домохозяйства по уши в долгах. В окрестностях Таллинна можно купить даже частный дом по смехотворно низкой цене, пока ожидаемое евроблагословение не поднимет цены. Но перед парламентскими выборами следует удерживать стабильную ситуацию. Было бы печально, если народ отреагирует низким уровнем участия в выборах.

«Диета» экономики Эстонии стала возможной благодаря тому, что в стране нет европейского профсоюзного движения и оппозиции. Только учителя протестовали против сокращения зарплаты, и правительства посчиталось с ними. Это также говорит о признании сферы образования, что вызывает уважение. Во-вторых, оппозиция сама себя «кастрировала» своими расплывчатыми отношениями с Россией. Даже пресса ставит перед правительством фиктивные проблемы, так как ни одна газета не хочет прослыть сторонником Эдгара Сависаара. В Эстонии легко навешивают ярлыки, мы же финно-угорские народы. Финляндия и Эстония являются единственными странами в мире, где зависть даже сильнее полового влечения.

Конечно, Эстония не живет в эпоху некоего безмолвного непротивления, однако, в политической культуре советского заметно больше, чем можно было бы поверить. Реальной оппозиции нынешнему правительству нет. Конечно, это не очень по-европейски, ведь основой европейской культуры является наличие разных мнений.

С другой стороны, вся Европа идет одним путем с Эстонией. Единая валюта - не просто бумага, она приведет к единой экономической политике. Возможности выбора ограничены, и мы находимся на пути к федеративному государству. Импульс велик, если только не произойдет новая экономическая катастрофа. У маленьких только два варианта: быть внутри или снаружи. Находиться внутри полезнее, чем махать с причала.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх