Власть №4. Призрачные партии и прозрачные кошельки

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Калле Кландорф.
Калле Кландорф. Фото: Scanpix/Postimees

Большевики у власти

Все ближе к когорте призраков некогда мощный Народный союз. Утро прошлой пятницы газета Eesti Päevaleht открыла мыслью о том, что народники и соцдемы, как по-эстонски говорится, вот-вот сольются в счастливом альянсе. Тем же утром, несколько часов спустя, глава Народного союза Каарел Рюйтли в программе Kuku raadio «Будильник» категорически отверг все эти, как он выразился, спекуляции и злонамеренные слухи, которые ходят тут и там уже три года. Да, с соцдемами они дружат домами, но не до такой же степени!

Практически во время интервью Рюйтли Postimees опубликовала сообщение о том, что три видных народника – Тармо Мянд, Айвар Сыэрд и Кая Сепп заявили о своем выходе из партии. Первые двое – далеко не простые партийцы, почти отцы-основатели, а Сыэрд – так и вовсе бывший министр финансов. И если бы они просто покинули ряды! Нет, они решили переметнуться в стан реформистов. Расстроились из-за того, что Народный союз год назад отказался войти в правительство. А в оппозиции как-то скучно и от кормушки далековато.

«Реформисты их перекупили!» – возмутился Рюйтли, посоветовав Тармо Мянду покинуть Рийгикогу, поскольку он попал туда по партийным спискам. «И ничего у нас не разваливается, – добавил босс народников в интервью Delfi. – Просто мы критически относимся к политике правительства». Здесь стоило бы заметить, что критически к правительству относятся не только в Народном союзе, но массовых коротких перебежек из других партий пока не наблюдается. Между тем, отмечает Postimees, фракция Народного союза в парламенте сократилась до минимального размера в пять человек. Самое время уйти под заботливое крыло соцдемов. А членов правящей коалиции теперь смело можно называть большевиками: после нынешнего марш-броска народников в объятия реформистов получается, что у правящих партий в парламенте складывается большинство.

Что касается Народного союза, то он оказался совсем не нерушимым: на его предсмертное состояние указали и политологи. Рейн Тоомла сказал Eesti Päevaleht, что если из Народного союза уйдет еще один известный человек, партию придется строить с нуля. В интервью ERR он даже назвал это началом конца. А Тынис Саартс отметил на портале DzD, что случай массового партийного бегства для последнего времени беспрецедентен и свидетельствует, в первую очередь, о серьезных проблемах внутри партии.

«Партия реформ всегда ждет в свои ряды всех проэстонски настроенных и предприимчивых людей, и время показало, что так можно далеко зайти», – привела газета Eesti Päevaleht радостный комментарий генерального секретаря реформистов Кристена Михала. Воистину, далеко пойдут.

Ждем девять месяцев

И мы уже практически дошли. В начале минувшей недели правительство одобрило переход на евро и отправило на согласование в Рийгикогу пакет изменений в законодательстве. По словам Андруса Ансипа, на которые ссылается Postimees, изменить придется более половины действующих в Эстонии законов. Но депутатов это не убьет – голосовать за каждый закон в отдельности не придется.

Как отметил министр финансов Юрген Лиги, евро – это только промежуточная остановка, и после евро жизнь не кончается, Эстония внутренне измениться не должна, пишет Äripäev. «Мы в еврозоне с 1992 года и зависим в своей финансовой политике от политики Евросоюза и Европейского центробанка», – удивил Лиги тех, кто вступления в еврозону не заметил.

Не знаем, как насчет внутренних изменений Эстонии, но обыватель опасается, например, роста цен. Eesti Päevaleht указывает на европейское постановление, предписывающее перевод цен с точностью до евроцента. Неясно лишь, как это согласуется с условиями свободного ценообразования. И вот, чтобы не вышло совсем уж неприлично, в Эстонии составляется некий договор о формировании цен. Как сообщает Postimees, подписавшие документ фирмы обязуются не повышать цены под прикрытием перехода на евро. Присоединение к договору добровольное, ведь проконтролировать проявление злой или доброй воли в данной ситуации затруднительно.

Увидим через девять месяцев. Единственная проблема в том, что переход на евро пока не одобрен в Брюсселе, хотя Евросоюз всячески дает понять, что препятствий быть не должно. Эстония уже стольким пожертвовала ради этой цели, что в случае неудачи мечта некоторых может обернуться кошмаром для всех.

Кошмар на улице Ыле

Всю неделю обсуждалось происшествие на улице Ыле в Таллинне, где неизвестный напал с ломом на двух девушек. Перепуганная общественность озаботилась вопросом, не тот ли это преступник, который в ноябре прошлого года в центре Таллинна, у пруда Шнелли, напал с битой на двух женщин, одна из которых потом умерла в больнице. Прокурор Айнар Кольк в интервью Kuku raadio заявил, что почерк в обоих случаях схож, а пресс-секретарь Пыхьяской окружной прокуратуры Анна-Мария Туулик сообщила Delfi, что описания внешности различаются. В любом случае, все в один голос утверждают, что связывать эти два преступления рановато.

Очень скоро от вопроса «он – не он» обсуждение перешло в более конструктивное русло. Бывший министр внутренних дел Юри Пихль заявил на Delfi, что это преступление, как и «дело о маньяке с битой», является пробным камнем для нынешнего министра внутренних дел Марко Померанца, и непонятно, отчего преступник или преступники до сих пор на свободе. Не понимает Пихль и того, почему о ходе расследования так мало информируется общественность.

Но, пожалуй, наиболее резко высказался бывший шеф полиции Калле Кландорф, который в передаче TV3 Värske Ekspress сказал, что не верит, будто в поиске преступника задействована команда из 70 человек – как это утверждают официальные источники. «Я заменил бы этих 70 человек на семерых лучших следователей последних 20 лет». Эти профессионалы, которые, по мнению Кландорфа, за неделю разобрались бы с преступлениями, – он сам, Койт Пикаро, Вейко Кулла, Эльмар Вахер, Ээрик Хельдна, Артур Чулицкий и Сергей Элошвили. В интервью Õhtuleht Кландорф добавил, что все эти люди вернулись бы в полицию, если бы их позвали, и добавил: «За последний месяц двое моих знакомых стали жертвами преступлений. Но они не сообщали в полицию, потому что не верят, что им там помогут. Число преступлений на самом деле выросло, но их никто не расследует. Три-четыре года назад, когда у людей была работа и деньги, было спокойнее. А 100 000 безработных способствуют росту преступности».

Зато пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Харрис Пуусепп заверил общественность, что в связи с новым нападением укрепилось сотрудничество следователей, ведутся активные розыски, в том числе среди пациентов психиатрических лечебниц. Однако психиатр Анти Лийв сказал Delfi, что преступник может и не быть душевнобольным. Главное же, отметил Лийв, в том, что государство не выполнило своей конституционной обязанности по защите права людей на жизнь и безопасность. «Государство и министр юстиции Рейн Ланг своими законами не смогли обеспечить это право», – констатировал Лийв. А сотрудничество все крепнет и крепнет.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх