Власть №4. Как вам это понравится? Театр не по Шекспиру

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Социал-демократ Эйки Нестор
Социал-демократ Эйки Нестор Фото: Scanpix/Postimees

Рубрику ведет Олеся Лагашина, тел. 666 25 18

Кто подставил кролика Л?

Театр NO99 затеял масштабный фарс под названием «Единая Эстония». Руководители театра Тийт Оясоо и Эне-Лийз Семпер в интервью ERR заявили, что невозможно больше терпеть ситуацию, когда в стране с населением в 1,4 миллиона решения принимают несколько десятков человек. Оясоо пояснил, что идея демократии зашла в тупик и дальше отчуждать народ от политики нельзя. И отчудил.

Delfi цитирует эксперта по пропаганде Агу Ууделеппа, по мнению которого, данное шоу вполне может перерасти в настоящую партию, «потому что, если есть желание создать сегодня в Эстонии партию, то создание ее таким образом было бы беспрецедентно эффективно». Настоящие же политические партии, по мнению Ууделеппа, переполошились. Это подтвердил и блиц-опрос политиков, проведенный Eesti Päevaleht.

И есть с чего. Ведь новая «партия» провозгласила разом все мыслимые и немыслимые популистские лозунги, которыми по отдельности до сих пор так блистали партии официальные. Например, будут погашены все долги людей, будет установлен строгий порядок, все получат работу... Недостает лишь призвать отдать землю крестьянам, а заводы – рабочим.

Конгресс «партии» намечен на 7 мая, однако генеральная репетиция, места на которую нашлись для 200 зрителей, состоялась раньше – и то ли случайно, то ли неслучайно в числе зрителей оказался министр юстиции Рейн Ланг. Действо шло своим чередом, напоминая, судя по видеозаписи, смесь действительно партийных съездов со сборищами религиозных фанатиков. Однако по его окончании Тийт Оясоо заявил в эфире TV3, что Рейн Ланг все испортил, закричав артистам: «Что у вас есть сказать? Что вы хотите сказать?!»

Delfi и Eesti Ekspress, питающие не самые нежные чувства к Рейну Лангу - как из-за свежего законопроекта о защите источников средств массовой информации, так и из-за давней истории с так называемым «дельфийским законом», ограничивающим комментаторов, – немедленно процитировали руководителя театра – и пошло-поехало. Ланг немедленно стал врагом прогрессивной эстонской общественности.

Однако на следующий день Оясоо в интервью Postimees был вынужден признать, что поведение Ланга было вполне уместно, ничего он, в сущности, не испортил. Эти слова были произнесены в ответ на разосланный Министерством юстиции пресс-релиз Ланга о том, что он не потерпит над собой такого издевательства и собирается подать в суд.

И в самом деле: в распространенной в тот же день видеозаписи «инцидента с Лангом» каждый мог увидеть, что министр юстиции вел себя вполне в рамках перформанса. Õhtuleht привел по этому поводу слова соратника Ланга по партии Сильвера Мейкара, который отметил: «Представление было отличным примером манипулирования массами. Но жаль, что такими приемами они пытаются делать себе рекламу».

Ответный удар Ланга не заставил себя ждать. В своем блоге он безжалостно обрушился с критикой не на руководителя театра, а на Delfi, которое, по его словам, превратилось из «коллективного разума» в канализационную трубу. Тоже, впрочем, полезный предмет. Теперь остается лишь понять, как весь этот фарс отразится на судьбе закона о СМИ, который, кстати, принимается не «всем миром, всем народом, всей землей», а теми самыми несколькими десятками человек, о которых говорил в самом начале театр NO99. А на 7 мая в Saku Suurhall все 6500 билетов, по слухам, уже проданы.

Пенсии – проданы

Те же вышеупомянутые «несколько десятков», у которых с пенсиями по определению все в порядке, продолжают обсуждать тему повышения пенсионного возраста, причем вопрос их настолько захватил, что пришлось заседать ночью. А накануне Марью Лауристин в интервью ERR сказала замечательные слова. По ее мнению, с повышением пенсионного возраста не нужно торопиться, прежде следует озаботиться увеличением продолжительности жизни. Аналогичную мысль высказал в эфире Vikerraadio эксперт Андрес Вырк.

Правда, в первую ночь «пенсионного сидения» ни до чего договориться не удалось: центристы занялись обструкцией, внеся на голосование около 150 поправок. Затем слово взяли профсоюзы. Они, как сообщает Delfi, направили правительству и работодателям предложение начать трехсторонние переговоры. Однако, видимо, в очередной раз поняв, что переговоры ни к чему не приведут, организовали пикет, который, как отметила Õhtuleht, не то чтобы провалился – на него просто почти никто, кроме организаторов, не пришел. В театр ходить интереснее, чем на пикеты.

Зеленые попробовали было подхватить падающее знамя оппозиции, предложив провести по поводу пенсионной реформы референдум и отказаться, как пишет Delfi, от восьмичасового рабочего дня и прочих «пережитков XIX века», но их тоже в очередной раз как-то никто всерьез не воспринял.

А пока специалисты выражали свои мнения, страсти в Рийгикогу утихли, оппозиция устала и договорилась о том, что в марте решать вопрос не будут: договорятся 7 апреля. Хеймар Ленк сказал по этому поводу в Õhtuleht, что на алтарь евро принесена очередная жертва. К такому же выводу пришли участники передачи «Слуги народные» на Vikerraadio. А Эйки Нестор на Raadio 2 сказал, что хорошо бы сделать так, чтобы человек мог сам выбирать время выхода на пенсию. Тем не менее, очевидно, что 7 апреля закон о повышении пенсионного возраста будет принят. Чем не театр?

Водонахал: не туды и не сюды

Театр с Таллиннским водоканалом (Tallinna Vesi) тянется уже давно. Еще в феврале Союз собственников Эстонии возмутился фактом, что цена на воду в Таллинне растет, а сам водоканал зарабатывает прибыли втрое больше допустимых, причем за прошлый год прибыль выросла на 15%, составив треть миллиарда крон. Postimees ласково попеняла фирме, что тарифы стоило бы снизить на 25-30%. Это же отметил и Департамент конкуренции, хотя с кем конкурировать единственной таллиннской водокачке?

Водокачка же принадлежит не народу, а в значительной степени городу. Следовательно, цены город и определяет, по крайней мере, имеет весомый голос. Вот Таллинн и определил, а на него пожаловались канцлеру юстиции Индреку Тедеру, который вынес резолюцию о незаконности такого стяжательства. Вообще фирма Tallinna Vesi, как пишет Eesti Päevaleht, оказалась под перекрестным огнем: с одной стороны нападает канцлер юстиции, с другой – парламент готовит закон об обуздании монополий, по которому прибыльность их не должна превышать 10%.

Ответная реакция, конечно, последовала, причем неожиданная. Пресс-секретарь Tallinna Vesi Прийт Кофф сказал Delfi, что в высоких ценах виновата мэрия Таллинна, а не само предприятие. Ну и, разумеется, волну по поводу воды погнали политики: IRL обвинила центристов, а центристы - реформистов. На этом фоне фирма сообщила, что Тедер превысил свои полномочия, т.е. попросту говоря, суется, куда не следует, и они с Таллинном сами договорятся. С Таллинном, может, и да, но людям без воды – как в той песенке, поэтому пока они там договариваются, горожане платят.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх