Два дня на Фестивале мнений

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Огромное скопление зрителей вызвал острый моноспектакль актера Театра No99 Яака Притса «24 года за один час».
Огромное скопление зрителей вызвал острый моноспектакль актера Театра No99 Яака Притса «24 года за один час». Фото: Пеэтер Ланговитс

В течение двух дней на 30 тематических сценах, развернутых на холме Валлимяги в Пайде, прошло более 160 дискуссий, в которых приняли участие примерно 400 человек.

Место действия обозначено сразу: въезжающих в Пайде встречал транспарант, перекинутый через Таллиннскую улицу и сообщавший о том, что 15 и 16 августа в городе будет проходить мероприятие под названием Arvamusfestival. Что это такое и почему в Пайде?

По словам инициатора фестиваля Кристи Лийва, Arvamusfestival – Фестиваль мнений – проходит второй год, и его главная цель – развивать культуру ведения дискуссий в Эстонии, создать площадку для открытого и свободного от политических амбиций общения, объединить представителей самых разных сфер деятельности и людей с различными интересами.

 «Мы ценим общение, при котором не пренебрегают мнением оппонента и принимают его, даже если оно не совпадает с твоим собственным», – сказала Лийва. А местом  проведения фестиваля стал Пайде, так как он находится в центре страны, недаром город называют сердцем Эстонии: до него одинаково близко добираться из любого уголка.

Действо происходило одновременно на тридцати площадках! Свои сцены имели газеты, интернет-порталы, а также радио и ТВ, партии, творческие союзы... И обсуждения шли о политике, образовании, жизни в деревне, поисках своей национальной идентичности, накоплении сбережений, о безопасности страны и многом другом.

Русская карта

В этом году, в отличие от прошлого, несколько дискуссий было посвящено русскому вопросу. Открыли тему радиожурналисты Радио 4, предложив поговорить о русскоязычном инфополе Эстонии. Ведущие Артур Аукон и Кирилл Крабу пригласили на разговор своих коллег – журналистов Илью Сунделевича,  Полину Волкову из «Деловых ведомостей» и редактора журнала «Плуг» Олесю Ротарь.  

«У нас нет русского телеканала, который давал бы адекватную информацию о происходящем в стране», – отметил Сунделевич, а Волкова обратила внимание на то, что  инфополе – это совокупность мнений и информации, и мнения не должны быть одинаковыми. Разговор транслировался в прямом эфире по ETV и, как и многие дискуссии, был выложен в Интернет. Это здорово, потому что несмотря на географическое расположение Пайде, не все живо интересующиеся жгучими темами эстоноземельцы смогли приехать на фестиваль.

И вообще, статистика, сколько среди зрителей было людей с родным русским языком, не велась, но наблюдения показали, что их был смешной минимум. Видимо, поэтому, или и поэтому тоже,  дискуссия на аналогичную тему, озаглавленную в программе «Два инфополя. Как понять друг друга?», велась на эстонском языке и большого интереса публики не вызвала.

Ладно, если бы об этом рассуждали эстонцы, плохо говорящие по-русски и перешедшие в связи с этим на родной язык, но о судьбах русских в Эстонии на государственном языке философствовали Евгений Криштафович, Игорь Копытин и Екатерина Таклая. Этот факт вызвал много негативных откликов в Интернете. «Почему разговор шел по-эстонски?» – спросили мы Криштафовича. И получили ответ, что русскоязычных среди публики все равно не было, а были эстонцы, до которых они и донесли свою точку зрения.

К счастью, третья дискуссия первого дня фестиваля на русскую тему – «Новое поколение русских – между Россией и Западом» шла по-русски. И слушатели, собравшиеся на площадке Postimees, среди которых, как и на остальных площадках, подавляющим большинством были эстонцы, охотно приняли участие в дискуссии, активно задавая вопросы участникам: модератору дискуссии, главному редактору «Дня за Днем» и ответственному редактору «РМ на русском языке» Евгении Гаранже, известному российскому музыкальному критику Артемию Троицкому, журналисту Postimees Олесе Лагашиной, Виктории Ладынской из Eesti Express и бизнесмену Андрею Юганцову.

«Как ощущают двойственность своего положения люди, тесно связанные как с Россией, так и с Европой? Сейчас эта тема актуальна по обе стороны эстонско-российской границы, а также в бывших союзных республиках и западных странах, где имеется  русскоязычная община. Особенную остроту тема приобрела на фоне углубляющегося раскола в мировоззрении, вызванного украинскими событиями. С другой стороны, в культурном плане Россия, даже если кто-то пытается это отрицать, несомненно является частью европейского пространства», – пояснила тему дискуссии Евгения Гаранжа.

Предвыборная кампания?

Очень активно действовали на фестивале наши партии. Интересно было понаблюдать, как каждая из них подошла к подбору участников и к логистике. Неизменно пустой была желтая палатка реформистов. По неофициальным данным, именно в эти дни «белки» проводили партийные летние дни на Сааремаа, поэтому практически единственным узнаваемым лицом от этой партии был Антс Леэметс, который большую часть времени проводил в мирных беседах с вице-мэром Таллинна центристом Арво Сарапуу, в подведомственной палатке которого тоже не было столпотворения.

Зато соседствующая с центристской палатка соцдемов постоянно была битком набита слушателями, которые с интересом внимали Андресу Анвельту, Урве Пало, Вадиму Белобровцеву, Наталье Китам и другим известным членам социал-демократической партии.

Так, в бурной дискуссии опять же на русскую тему «Эстония – ты моя родина» обсуждалось: не следует ли ввести двойное гражданство (следует, и в этом нет ничего страшного), не дать ли всем «серопаспортникам» гражданство Эстонии (дать, это улучшит обстановку в стране), нужен ли Эстонии министр народонаселения (нужен, причем «с портфелем», то есть с собственным министерством). И вообще, как остроумно высказался Анвельт, «русские в Эстонии – как белый холодильник в кухне с темной мебелью: его хотят поставить так, чтобы он не бросался в глаза, но обойтись без него не могут».

Может быть, важную роль сыграл и тот факт, что в соцдемовской палатке места для слушателей были под крышей, что оказалось очень важным в дождливую погоду.

А вот соседка соцдемов – партия IRL – выставила в качестве участников своих дискуссий тяжелую артиллерию: экс-министры Юхан Партс, Сийм Кийслер, парламентарий Марко Михкельсон, предприниматель и заместитель председателя партии Ээрик-Нийлес Кросс и другие известные личности собрали большое количество слушателей. Сложилось впечатление, что такая партийная активность – плавное начало подготовки к следующим выборам.

Было жарко

Второй день фестиваля, как сейчас принято говорить, сделала дискуссия под девизом «Не учите нас жить, лучше дайте денег». Таким образом выглядит после обратного перевода популярный киноафоризм «Не учите меня жить, лучше помогите материально».

Разговор метался от журналистики к знанию русскими эстонского языка, от того, как по-разному любят Эстонию русские и эстонцы, до внешней политики и международного положения. Поэтому приведем несколько цитат. Депутат Европарламента Яна Тоом несколько провокационно, но очень точно подметила: «В силу последних событий в нашем обществе превалирует групповое мышление. Мы сбиваемся в стаи, а это отвратительно и очень опасно».

Радиожурналист Артур Аукон выступал на этой дискуссии гораздо интереснее, чем на собственной площадке в первый день: «Для меня понятия национальная идентичность не существует. Мы прежде всего люди, и если мы хотим общаться, мы будем общаться на любом языке», – сказал он.

Трудно было согласиться с некоторыми высказываниями модератора дискуссии Павла Иванова, который отошел от практической журналистики, покинув пост главного редактора газеты «МК Эстония», и уже несколько лет служит руководителем пресс-служб различных министерств. В частности, неоднозначную реакцию вызвало, в том числе, и у участников дискуссии, его высказывание о том, что в русских СМИ сейчас плачевная ситуация, потому что русские журналисты не осмеливаются писать на острые темы.

Ему возразил Артур Аукон, уточнив, что никто никогда не диктовал ему, как надо работать и у кого брать интервью. «Цензуры у нас нет, – отметила Яна Тоом,  – она у нас внутренняя: государство у каждого в душе, у кого-то оно большое и страшное, а у кого-то – вежливое и зеленое». Во всяком случае, надо признать, что эта дискуссия была одной из самых жарких и интересных на фестивале.

Комментарии
Copy
Наверх