Власть №4. Местная лечебница предоставляет грязевые ванны в полном объеме

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Велло Лыугас – человек с неопределенными, но ярко выраженными интересами.
Велло Лыугас – человек с неопределенными, но ярко выраженными интересами. Фото: Scanpix/Postimees

Кому и копилка – свинья

Приближение выборов чувствуется, как приближение поезда в туннеле метро. Их натиск неукротим, в воздухе появился до боли знакомый запах политиканства. Чем иначе объяснить очередное обострение добрососедских отношений между площадью Вабадусе и Тоомпеа? Вот хотя бы столичный бюджет – столько копий вокруг него сломали, ни один Шекспир не унесет. Особенно вышла из себя Партия реформ – причем не только из себя, но и из зала, где бюджет принимался. А все почему? Да потому, утверждают реформисты и IRL, что темна вода в облацех: таллиннский бюджет мало того, что не расписан, как полагается, так еще и рассчитан на поступления от налога с продаж, который, как обещали «люди сверху», с нового года будет отменен. Правда, за подобное самоуправство реформисты уже получили по голове от уважаемых журналистов.

Анвар Самост и Калле Муули на Raadio 2 подчеркнули, что, как только Таллинн ввел этот налог, в Рийгикогу возникла боевая группа, заявившая, что налог на продажу, который до сих пор спокойно существовал в других самоуправлениях, немедленно надо отменить. Как говорится, ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. А тут еще союзники центристов по коалиции, социал-демократы заняли неопределенную позицию:  Андрес Анвельт на Kuku raadio пояснил, что бюджет они поддержали исключительно условно;  Яак Юске посетовал на Delfi, что без доходов от налога с продаж Таллинну придется весьма туго; а разумный Эйки Нестор там же призвал Тоомпеа отказаться от отмены налога, а центристов – прилежно и подробно расписать бюджет.

Великий и могучий Сависаар не стал особо распыляться, отрезав, что бюджет принят столь рано в связи с переходом на евро и перспективой Культурной столицы Европы. Нарисовалась ставшая уже привычной картина: Таллинн не считается с Тоомпеа, который, в свою очередь, не считается со столицей. Местное понимание демократии: никакого обсуждения, никто
друг к другу не прислушивается, побеждает тот, кто сильнее. Феерическая бестолковщина, когда силы и умы (в том случае, когда они есть) тратятся исключительно на то, чтобы утопить соперника. Какие там принципы и партийные платформы? Убей конкурента!

С каких это пор, например, центристов стала интересовать гибель эстонского языка в отдельно взятой смешанной школе Нарва-Йыэсуу, где правит IRL? Мы долго ждали, что релиз о том, как власти этого городка «губят эстонский язык», придет в редакцию и по-русски – но, видимо, не та целевая аудитория. Нам пришлют что-нибудь уже переведенное про то, как отец и защитник всех угнетенных заступается за безработных. И барахтаться нам в этих благих намерениях минимум до марта. А наблюдатели за этими изящными политическими манерами будут тем временем писать, как какой-нибудь Кярт Анвельт в Eesti Päevaleht, о том, что центристы – вымирающая партия и даже русские их уже не поддерживают. Впрочем, поддерживать в этой склоке действительно некого.

КаПо грядеши?

Не смешно, но опять про центристов. Исключительно удачно и своевременно КаПо задержала по подозрению во взяточничестве руководителя таллиннского отдела организации дорожного движения Велло Лыугаса. Люди, которым приходилось общаться с этим достойным деятелем, рассказали Postimees, что напрямую он денег не просил, зато находил миллион причин для того, чтобы проекты недогадливых не были согласованы. Здесь у вас это не расписано, а вот здесь еще того-то не хватает, темный, одним словом, проект – вот прямо как бюджет таллиннский… Но при наличии некоторых сумм начинает искриться и играть красками, аки звезда во лбу.

Кто бы спорил – взяточничество нехорошо. Вот и бизнесмен Рейн Кильк на Kuku raadio прокомментировал, что чиновники с неопределенными, но ярко выраженными интересами – поганая штука. Журналист Айнар Рууссаар попытался было обратить внимание на то, что случаи коррупции всплывают почему-то исключительно в центристских самоуправлениях: «Не знаю, разве Тарту, Выру или Пыльва не попали в поле зрения КаПо из-за нехватки ресурсов?» Однако Кильк на это рассказал историю, как ему годами не удавалось отремонтировать вокзал – тоже, очевидно, то одной бумажки не хватало, то другой. Но кого интересует город Тарту, если там нет центристов?

Впрочем, репутация партии уже подмочена. В передовице на Delfi даже заметили, что есть некоторая закономерность: Лыугас, Парбус, Маанас – все двусложные и все таллиннские чиновники. По такому случаю в редакции даже изобрели новый таллиннский налог PISTIS (Pealinna Isikkoosseisu Soovide Täitmise Integreeritud Sihtmaks) – т.е. интегрированный целевой налог для выполнения пожеланий личного состава столицы). Взятка по-нашему. В чувстве юмора не откажешь, и доля правды в этом есть.

Но есть и другая сторона. Урве Эслас в Postimees напоминает, что несколько лет назад прокуратура решила создать должность работника, который расследовал бы исключительно коррупцию таллиннских чиновников. То, с каким спокойствием чиновник продолжал брать взятки (если, конечно, суд это подтвердит), по ее мнению, сравнимо с кражей памятника Свободы с площади во время парада под взглядом телекамер. Жаль, никто не стал подхватывать тему эффективности соответствующих органов. Политический расклад, видимо, не тот.

Кампанейские люди

Выдающиеся рейтинги Партии реформ, судя по всему, обеспокоили их заклятых партнеров по коалиции – IRL. В начинающейся предвыборной горячке партия привлекла к своей кампании даже школьников, причем не утруждая себя тем, чтобы объяснить им, на что их подряжают. В передовице Postimees заметили на это: «Одно ясно: если подростков, которым не дают голосовать на выборах потому, что считают их легко внушаемыми и некомпетентными, заставляют уверовать в то, что, ходя от двери к двери и занимаясь пропагандой одной конкретной партии, они “делают правильное дело” и “помогают людям”, то в системе ценностей взрослых что-то явно не в порядке». Ждем, когда IRL начнет дрессировать собачек, чтобы и их подключить к общественно полезному делу.

На этом фоне особенно активным выглядел Март Лаар, который успел засветиться на нескольких международных семинарах, заявить об угасающей военной мощи России и потребовать внесения требования о сбалансированности бюджета в Конституцию. Его, правда, прекрасно отбрил Анвар Самост на Raadio 2, заявив, что Лаар мог бы вспомнить о своей принципиальности и сбалансированном бюджете в 2008 году, когда всем, кроме министра финансов и правительственного кабинета, было ясно, что доходов в запланированном объеме не поступит. А в Delfi на эту тему хорошо поиздевался Март Лайск, заметивший, что предложение IRLфактически обязывает население думать так, как думают правые партии. По этому поводу он вспомнил запись Таави Рыйваса в Facebook, заметившего, что,  с точки зрения некоторых, было бы вполне достаточно, если бы в Конституции было записано, что министр финансов всегда должен быть из Партии реформ. Или на худой конец – из IRL. Ведь как все было бы просто – и никаких школьников не надо к агитации привлекать…

Но пока у нас формально существует демократическое устройство, извольте, граждане, как пишет Симмо Саар на Delfi, приготовить средства гигиены и заострить ваши зубные щетки, ибо дальше будет еще грязнее: «Людям нужен цирк, не какое-то там разумное управление, а грязный спорт. Ведь говорят же, что даже гонки смотрят только потому, что есть шанс увидеть, как кто-то куда-то врежется».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх