Власть №4. Министр всегда прав

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Образованец-оптимизатор Тынис Лукас доволен проделанной им работой.
Образованец-оптимизатор Тынис Лукас доволен проделанной им работой. Фото: Scanpix/Postimees

О том, как Марко не поладил с Моникой

Министр транспорта Шотландии Стюарт Стивенсон ушел в отставку из-за хаоса на дорогах, вызванного снегопадами, сообщила на прошлой неделе Би-би-си. Казалось бы, какое это имеет к нам отношение?

Вот и эстонский министр внутренних дел Марко Померанц считает, что никакого. В своем уютном Фейсбуке, который цитирует Delfi, Померанц иронично заметил: «Прошу прощения, если я не смог предотвратить буран. Из остального я сделаю выводы». А на радио Kuku министр объявил, что случившееся в Падаорге вполне решаемо на региональном уровне, и объявлять чрезвычайное положение по всей стране было бы явно популистским шагом. С тех пор как наше правительство выучило это замечательное слово, ему кажется, что все, направленное на благо народа, – это и есть популизм. Вовремя предупредить те 600 человек, которые на свой страх и риск поехали в самое сердце бурана, о том, что шоссе уже, по сути, нет – наверное, это тоже было лишним. И как Померанц ни докладывал потом «Актуальной камере», что государство целый день занималось снежными заложниками, осадок остался.

Просто некрасиво, когда правительство не умеет брать вину на себя: как это всегда делает сильнейший. И если в качестве первой своей реакции оно пытается свалить ответственность на региональные власти – это показатель. В то же время дороги в стране везде такие, что Анвар Самост на Raadio2 был вынужден констатировать: «При поездке из Таллинна в Ригу ты должен быть счастлив, если доберешься по дорогам Эстонии живым до латвийской границы. Начиная с нее шоссе расчищено».

Можно сколько угодно рассуждать о том, что предупреждение о буране было передано вовремя, дело не в этом. Приходится солидаризироваться с редакцией Eesti Päevaleht, которая заметила, что реакция Марко Померанца было просто некрасивой: «Нет, общественность не ждала, что министр предотвратит шторм, но можно было бы обеспечить элементарную готовность к нему». Портал Delfiв своей передовице тоже заметил, что никто не ждал от президента Ильвеса или членов правительства демонстративного махания лопатой на каком-нибудь участке шоссе, однако никуда не годится и совершенное молчание правительства сразу после разгула стихии.

И вот тут я с ними не соглашусь. Было бы прекрасно, если бы министры отвечали за все своей шкурой. Не отставкой, а натурой. Дороги не чищены? Сходи и посиди со страждущими
в сугробе и переночуй в спортзале. Сократил зарплату пожарным? Надевай каску и полезай в огонь. Очень ведь характерно недавнее заявление Померанца о спасателях, требующих себе на пикете достойную зарплату. Как пишет Postimees,  наш прекрасный министр заявил, что переговоры об условиях труда спасателей надо вести не на улицах, а в комнатных условиях. В этих самых условиях, кстати, и гундеть по поводу ответственности регионов за перекрытые дороги тоже очень удобно. Не холодно и не жарко. Пока те самые спасатели снег разгребают. А отставки никакой не надо. У нас ведь каждая отставка связана с такими отступными, что проще пожизненно на посту держать. А вот министра с лопатой увидеть очень хочется.

МВФ или Мы Вам Фиг

Феерическую неспособность прислушиваться или хотя бы делать вид, что прислушивается, демонстрирует и премьер-министр Андрус Ансип, чему, впрочем, давно никто не удивляется. Е24 на днях в очередной раз сообщил, что МВФ советует Эстонии подумать о повышении налога с оборота, а также налогов на экологию и недвижимость. Что ответил наш премьер? «Никакого роста налогов не будет, новых налогов тоже не будет. Наши налоговые поступления в бюджет на этот год весьма хороши», – сказал Ансип. При этом заявление Хейдо Витсура о том, что МВФ (а заодно и ОЭСР) рекомендовал Эстонии ввести и прогрессивный подоходный налог, премьер вообще проигнорировал.

Поступления в бюджет у нас столь хороши, что мы не можем платить спасателям достойную зарплату. Но кого это волнует? Всякий раз, когда какая-нибудь международная организация говорит о необходимости держать эстонский бюджет в черном теле, наши министры радостно сообщают, что именно этим они все время и занимались, и это будто бы свидетельствует о том, что  мы идем верным курсом. Если же их решения вдруг расходятся с рекомендациями международных организаций, оказывается, что мы все равно идем верным курсом, а зарубежные специалисты ошибаются. Тенденция, однако.

И еще одна деталь: в то время как Партия реформ строит свою предвыборную кампанию на том, что под ее руководством страна благополучно вышла из экономического кризиса, тот же МВФ, если верить сообщению Е24, прогнозирует для Эстонии реальный рост ВВП за 2003-2013 годы почти в три раза ниже, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы.

Должен ли министр образования быть гуманистом?

Еще один прекрасный министр без страха и упрека – обаятельнейший министр образования Тынис Лукас. В очередной раз комментируя проблему русских гимназий для Postimees, Лукас заявил, что надеяться на отсрочку перехода бессмысленно. «Это безнадежно, поскольку, если бы правительство на основании закона дало возможность части гимназий не переходить на эстонский язык обучения, это означало бы обмануть те школы, которые трудились ради того, чтобы у них было достаточно преподавателей, владеющих эстонским языком и заменивших часть учителей», – заявил министр. Ничего не хочу этим сказать, но, когда министр спокойно говорит о «замене учителей», это напоминает мне о том, как легко когда-то говорилось о ликвидации евреев. Очень легко все на свете «оптимизировать», если не видеть за технической стороной человеческих судеб.

Стоит ли удивляться, когда такое откровенное хамство и пренебрежение вызывают ответную реакцию? В Postimees даже озабоченно констатировали, что в связи с предстоящим переходом «русскоязычная община Эстонии проявляет признаки беспокойства». Некоторое беспокойство охватило, видимо, и Партию реформ, которая перед выборами попыталась урвать традиционный кусок от пирога IRL и внесла свои пять копеек в обсуждение реформы.

«Эстонский является нашим государственным языком, и хорошее владение им – один из важнейших факторов, чтобы пробиться в Эстонии и добиться в жизни успеха. Более того – это в интересах сохранения эстонской нации, – заметил Лаури Луйк. – Поэтому я считаю важным, чтобы и город Таллинн как можно скорее сделал непроделанную работу и предложил местной русскоязычной молодежи качественное образование на нашем государственном языке». Из чего, видимо, следует сделать вывод, что качественным образованием для русских можно считать только такое, которое гарантирует «сохранение эстонской нации». Из этого же можно сделать вывод, что за все неудачи правительства должны нести ответственность местные самоуправления. Как и в случае с бураном.

На фоне этих душеспасительных дискуссий о судьбах русского образования несколько печально смотрится новость Tarbija24 о том, что, по данным Эстонской торгово-промышленной палаты, больше всего эстонским предприятиям нужны рабочие-специалисты. «Если в развитых странах молодые люди часто по окончании школы приобретают профессиональные навыки в профтехах, то у нас большинство хочет пойти в гимназию и дальше в вуз», – сказала представительница палаты Тийа Рандма. Вы как хотите, а мне чудится между всеми этими заявлениями некоторая взаимосвязь. Говорите, не хватает рабочих? Требуете уничтожения русского гимназического образования? Ну-ну.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх