«Ёлки»: Компот удался на славу!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мария Порошина
Мария Порошина Фото: Кадр из фильма

Анализировать так называемое народное кино — занятие безнадежное. Напишешь все, как есть — наверняка заденешь массового зрителя в его лучших чувствах.

И посыплется куча комментариев, обвиняющих автора в самых фантастических грехах (и уж точно — в политической диверсии и «русофобии»). Потому-то от «Ёлок», снятых коллективом в шесть режиссеров (великий и ужасный Тимур Бекмамбетов, по которому Голливуд плачет, плюс пятеро второстепенных лиц), я не ожидал ничего утешительного.

Вообще-то такие картины лучше всего запускать по ТВ в новогоднюю ночь — под водочку и салат оливье они смотрятся значительно веселее, чем в полупустом кинозале и на трезвую голову.

Тем более, что среди актеров — дважды в неделю развлекающие публику в «Прожекторперисхилтон» и «Большой разнице» Иван Ургант и Сергей Светлаков, который, к тому же, оскоромился в «Яйцах судьбы».

А также скомпрометированный несусветной «Жарой» Артур Смольянинов, ожидаемо грубоватый, но сердечный в роли очередного мента Сергей Гармаш, и даже поп-дива Вера Брежнева, совершенно деревянная перед кинокамерой. А сюжет…

«Мой папа — президент»
Девочка Варя, воспитанница Калининградского детдома, уверяет, что ее отец — президент Дмитрий Медведев. В жизни на этом бы все и кончилось. Перепуганный педагогический коллектив в лучшем случае ограничился бы затыканием рта непочтительному ребенку, в худшем же… Страшно представить себе, что случилось бы с Варей!

(Которую, кстати сказать, играет — и как минимум не хуже взрослых актрис, а то и лучше — 13-летняя Алина Булынко, снявшаяся уже примерно в десятке картин, в том числе в популярной «Любови-моркови-2»).

Но так как «Ёлки» — это новогодняя сказка (читай: святочный рассказ) с непременным счастливым концом, то на помощь Варе приходит ее друг Вова с его «теорией шести рукопожатий», согласно которой до любого человека можно дозвониться, достучаться и вообще найти путь через шесть звеньев цепочки.

Идея, пардон, заимствована из фильма француза Кристиан-Жака «Если бы парни всей земли…» (1956), но там люди разных стран создавали цепочку, чтобы спасти терпевший бедствие в океане экипаж рыболовной шхуны.

А здесь все затевается ради того, чтобы президент в новогоднем поздравлении произнес кодовую фразу: «На деда Мороза надейся, а сам не плошай!». Тогда дети поверят Варе — и она спасется от позора…

Рыба второй свежести
На этот трогательный, но не вполне к месту употребленный «шампур», нанизываются, как положено, новеллы о людях, вовлеченных в спасительную цепочку. Все микросюжеты, как и основной, подчинены известной максиме: «Говорят, под Новый год, что ни пожелается — все всегда произойдет, все всегда сбывается».

Поэтому финалы каждой мини-истории предсказуемы с вероятностью примерно 99,96%, а сами истории тоже не первой свежести.
Как новелла о двух молодых людях, которые, встретившись в самолете, узнают, что летят к одной и той же девушке.

Или эпизод, в котором дворник-таджик съедает в «Макдональдсе» чужой обед (объеденным оказывается неприятный тип, которого играет главный гад российского кинематографа, Завулон из бекмамбетовских «Дозоров», Виктор Вержбицкий).

Или новелла про бедного студента и еще более бедной продавщицы, которые врут друг другу, что принадлежат к тем сливкам общества, которые могут позволить себе на Новый год укатить в Альпы или на Кубу.

А история красивой, но неудачливой в личной жизни Юлии (Мария Порошина) и ее двух благонамеренных, но то ли патологически глупых, то ли бестактных подруг, заставляет вспомнить сериал «Бальзаковский возраст, или Все мужики — сво…». Жених Юлии такой сволочью и оказывается — часа за три до встречи Нового года, на которую Юлия возлагает большие надежды.

Ну и, конечно, суровый, но добрый мент (Гармаш) и раскаявшийся под влиянием высокого чувства жулик (Смольянинов) — это уже из целого букета святочных рассказов, начиная с «Баргамота и Гераськи» Леонида Андреева. Единственная оригинальная новелла — про лыжника, сноубордиста и одноглазую старуху выделяется поразительным даже для этой картины идиотизмом.

Но это не катастрофа!
И все-таки при всей своей несуразности «Ёлки» явно удачнее двух предыдущих опусов Бекмамбетова и Ко — «Иронии судьбы-2» и «Черной молнии».

Неровность картины, амплитуда колебаний от «за такое надо режиссерский диплом отбирать» до «а ведь совсем неплохо и даже где-то жизненно», объясняется тем, что ставили ее шестеро человек, и кто какую новеллу снимал — не сказано. А у семи нянек, сами знаете…

Но преимущество «Ёлок» над «Иронией судьбы-2» в том, что их не с чем сравнивать. И в какой-то удивительной интонации. Простодушной и искренней.

Уж она-то выдерживается на протяжении всей картины, и ее создателей никак не назовешь «волками в овечьей шкуре». Какова шкура — таково и то, что под шкурой. Доброта и оптимизм — которых в жизни так недостает! — подкупает и заставляет прощать авторам очень многие несуразицы.

Юлия, хватив компоту, в который муж подруги, тихарь-алкоголик, влил граммов сто пятьдесят водки, хлопая глазами выдавливает из себя: «Компот удался!» — и спешит на поиск нового женского счастья. Если бы «Ёлки» догадались показать по ТВ в новогоднюю ночь, эта реплика смогла бы поспорить с бессмертным «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!».

Сделанная по канонам «народного кино» комедия попадает точно в цель и, разумеется, своего зрителя найдет. А что касается эстетических претензий к этому жанру, то… Бертольт Брехт как-то произнес гениальный афоризм: «Если правительство недовольно своим народом, то пусть оно ищет другой народ».
Фильм

«Ёлки»
Комедия. Россия, 2010
Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Александр Войтинский, Дмитрий Киселев, Александр Андрющенко, Ярослав Чеважеский, Игнас Йонинас
Авторы сценария: Тимур Бекмамбетов, Андрей Курейчик, Дмитрий Алейников, Плег Маловичко, Роман Непомнящий
В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Сергей Гармаш, Артур Смольянинов, Алина Булынко, Мария Порошина, Вера Брежнева и др.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх