Вячеслав Иванов: больше новостей на стол горожан!

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: архив автора

Иногда при чтении газет и порталов возникает впечатление, что у редакций одна задача: во что бы то ни стало заполнить страницы и сайты любым содержанием (нынче  принято говорить – контентом) по принципу «всяко лыко в строку», пишет журналист Вячеслав Иванов.

Некий молодой человек повздорил с персоналом автосалона, и ему слегка попортили эпителий. Никто особо не пострадал, хотя поначалу в запальчивости обе стороны пригрозили друг другу тяжкими судебными последствиями. Но в итоге разошлись с миром. Практически все СМИ республики тут же сочли необходимым донести эту историю до широких слоев общественности...

Всем хватит чугуна и стали

Молниеносное распространение саги о нервном посетителе автосалона напомнило мне давний случай с коллегой из таллиннской «Вечёрки» (не портал, а газета), вошедший в анналы эстонской советской журналистики в виде анекдота, хотя случай это был вполне реальный. Не стану называть имя главного героя, тем более, что его уже нет в живых, земля ему пухом.

Так вот – ехал он как-то на работу привычным маршрутом, как вдруг трамвай замедлил ход до черепашьего и дальше потащился в этом темпе. Выглянув в окно, коллега мой убедился, что это, похоже, надолго: прилегающую к трамвайным путям асфальтовую мостовую ни шатко ни валко ремонтировала бригада симпатичных крепких ребят под руководством прораба. Все они гурьбой охотно вступили в диалог с любопытствующим пассажиром и выложили ему как на духу всё, что им было известно о своих сиюминутных занятиях.

В результате, прибыв в конце концов на работу, коллега быстренько сдал в номер высосанный из пальца «репортаж с места событий», повествующий о самоотверженном труде бравых дорожных рабочих, ударными темпами приводящих в порядок городские магистрали. Такая практика у нас называлась не шибко уважительно: гнать строку. То есть создавать текст из ничего.

В обоих случаях самое примечательное – ничтожность информационного повода. Но в истории с дорожными работами содержится хоть какая-то, хотя бы относительно полезная для читателей информация. По крайней мере, в смысле планирования их личных маршрутов передвижения по городу: чтобы знать, на каких улицах движение нарушено. Событие в автосалоне с этой точки зрения имеет нулевую ценность. По причине мирного соглашения оно не тянет даже на заметку в криминальной хронике.

Может показаться, что я тоскую по «старым добрым временам». Никоим образом! В те времена глупостей в СМИ тоже было достаточно. Я уж не говорю о роли «коллективного пропагандиста и коллективного организатора», которую отводил печати (а других масс-медиа при нем и не было) вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин. Но даже с точки зрения информированности населения...

Я помню идиотское глубокомыслие, с которым мы, юные пионэры, вслушивались в радиосообщения о добыче очередного миллиона тонн угля, или выплавке многих миллионов тонн стали, или засыпке в закрома родины многих сотен тысяч тонн зерна. Чувство гордости за великую державу, долженствующее возникнуть в наших душах при знакомстве с этими поразительными достижениями, по причине отвлеченности событий возникать никак не желало. К тому же появлению высокого патриотического эффекта мешали распеваемые подростками постарше знаменитые зэковские куплеты:

Живите ж двести лет, товарищ Сталин!

И как бы трудно ни было тут мне,

Я верю – хватит и свинца, и стали

На душу населения в стране!

Увы, значительная часть нынешних публикаций по степени содержательности и значимости мало чем отличается от тогдашних. Разве что сегодня они лишены идеологической нагрузки, а так – что в лоб, что по лбу. И нет, увы, автора, который, подобно лагернику Юзу Алешковскому, выразил бы суть нового журнализма с такой же афористичностью.

Несварение мозга

Кстати про «в лоб» или «по лбу». Если в советские времена основным критерием оценки СМИ была их идеологическая выдержанность, то сегодня ее заменил финансовый успех. Хотя и здесь не без ляпов... Помню, как новый главред газеты «Эстония», желая доказать новым хозяевам свою экономическую эффективность, а также полную свободу от прежних предрассудков, велел разместить прямо под логотипом газеты фото на шесть колонок, на котором красовалась найденная в мусорном контейнере отрезанная человеческая голова. Все мои возражения на предмет моральных факторов и репутации солидной газеты были им отметены одной фразой: «Народу такие примочки нравятся!». Раньше это формулировалось ещё туманнее и от того ещё авторитетнее: «Есть мнение!..»

Правда, ни читателей, ни тиража эти «примочки» изданию не прибавили. Зато нанесли серьезный ущерб репутации газеты, которая до этого, действительно, считалась, по нынешней классификации, образцом качественной прессы.

Нервный посетитель, отрезанная голова в мусорном баке, а также размер бюста у какой-нибудь звезды спорта или шоу-бизнеса – это не развлекаловка и даже не фейк. У того и другого есть хоть какое-то назначение: развлекать или создавать ложное впечатление (мнение). Всё перечисленное выше не имеет с этой точки зрения никакого смысла. Я не представляю себе человека, которого может развлечь или навести на требуемые выводы вид чьей-то головы отдельно от туловища. Разве что какого-нибудь извращенца...

Про специальные подсчеты ничего не знаю, но по моим личным наблюдениям еженедельно на разных сайтах Эстонии появляется с десяток сообщений, не несущих в себе никакой реальной информации. Их тиражируют другие СМИ, усугубляя и без того зашкаливающую перенасыщенность инфорынка и множа фантомные новости по принципу «на то и читатель, чтобы скармливать ему как можно больше разных текстов – пусть пипл хавает».

...В газете «Советская Сибирь», где я начинал печататься, заместителем ответственного секретаря работал Овсей Павлович Раппопорт, которого за глаза все называли, пользуясь смежной полиграфической лексикой, не иначе как Офсет Палыч. Будучи человеком веселого нрава, он очень любил пошутить. И была у него одна дежурная шутка, которой он всех доставал по осени, когда начинался сбор урожая. Офсет Палыч ходил из кабинета в кабинет и всюду радостно сообщал: «Я предлагаю сельхозотделу подготовить разворот с заголовком „Больше овощей на стол горожан!“ и подзаголовком: „Чем богаче стол, тем обильней стул!“».

Наше нынешнее информационное меню всё больше напоминает то, к которому призывал Офсет Палыч. Не получить бы таких же последствий, которые в случае информационного переедания  могут приобрести весьма причудливые формы.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх